Возглавляет акцию в школе учитель биологии Рудницкая Е.Е.
Видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки около ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя» в зимний период:
Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» на основе практико-ориентированного подхода.
Задачи:
№ |
Задание |
Фотографии |
Ссылка |
1 |
|
Фотографии |
|
2 |
1.3 Изучить разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории учреждения образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
3 |
1.4 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
4 |
1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
Проведена акция «Мы кормим птиц. А вы?», в результате которой на территории школы размещено 20 кормушек для птиц. https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» на основе практико-ориентированного подхода.
Задачи:
№ |
Задание |
Фотографии |
Ссылка |
1 |
2.1 Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
2 |
2.2 Провести изучение расходования тепла в школе |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
3 |
2.3 Провести анализ ситуации и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» на основе практико-ориентированного подхода.
Задачи:
№ |
Задание |
Фотографии |
Ссылка |
1 |
3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
2 |
3.2 Провести анализ ситуации и составить план действий по ее сбережению |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» на основе практико-ориентированного подхода.
Задачи:
№ |
Задание |
Фотографии |
Ссылка |
1 |
4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
2 |
4.2 Разработать план действий по минимизации отходов |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» на основе практико-ориентированного подхода.
Задачи:
№ |
Задание |
Фотографии |
Ссылка |
1 |
5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне УО |
https://yadi.sk/d/v8RKDi6wucHAlQ
|
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
2 |
5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
3 |
5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» на основе практико-ориентированного подхода.
Задачи:
№ |
Задание |
Фотографии |
Ссылка |
1 |
6.1 Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте |
https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы |
|
2 |
6.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися |
Листовки по экологии https://disk.yandex.by/i/H2EZzEsOWz6Jwg Буклеты по экологии https://disk.yandex.by/i/YEBS7ehSMYyRGQ Мультфильмы по экологии |
Положение о реализации проекта «Зеленые школы»(2019)
Форма отчета по проекту «Зеленые школы»
План выканання заданняў па адукацыйным праекце «Зялёныя школы» верасень-чэрвень 2022/2023 навучальнага года
№ |
Заданне |
Тэрмін выканання |
Адказны педагог |
1. Накірунак «Біяразнастайнасць» |
|||
1.3 |
Вывучыць відавую разнастайнасць абарыгенных дрэў і кустоў на тэрыторыі школы |
Сакавік – май 2023 |
Рудніцкая А.Я. |
1.4 |
Вывучыць відавую разнастайнасць птушак на тэрыторыі школы |
Сакавік – май 2023 |
Рудніцкая А.Я. |
1.7 |
Размясціць на тэрыторыі школы кармушкі, арганізаваць рэгулярную падкормку птушак у зімовы перыяд |
Лістапад 2022-сакавік 2023 |
Рудніцкая А.Я. |
1.12 |
Арганізаваць пасадку мясцовых відаў дрэў і кустоў на тэрыторыі школы |
Кастрычнік 2022 Красавік 2023 |
Рудніцкая А.Я. |
2. Накірунак «Энергазберажэнне» |
|||
2.1. |
Правесці вывучэнне спажывання электраэнергіі ў школе |
Студзень 2023 |
Юшко С.М. |
2.2. |
Правесці вывучэнне расходавання цяпла ў школе |
Люты 2023 |
Максімовіч Т.П. |
2.3. |
Правесці аналіз сітуацыі па эфектыўнасці выкарыстання энергіі ў школе і скласці план дзеянняў па зберажэнні цяпла і электраэнергіі ў школе на год |
Студзень -люты 2023 |
Юшко С.М. Максімовіч Т.П. |
3. Накірунак «Водазберажэнне» |
|||
3.1. |
Правесці вывучэнне спажывання вады ў школе |
Сакавік 2023 |
Акуліч А.Р. |
3.2. |
Правесці аналіз сітуацыі па эфектыўнасці выкарыстання вады ў школе і скласці план дзеянняў па яе зберажэнні |
Сакавік 2023 |
Акуліч А.Р. |
4. Накірунак «Абыходжанне з адходамі» |
|||
4.1. |
Правесці вывучэнне складу адходаў, якія ўтвараюцца ў школе, і прааналізаваць крыніцы іх утварэння |
Лістапад 2022 |
Шушкевіч А.А. |
4.2. |
Распрацаваць план дзеянняў па мінімізацыі аб'ёмаў утварэння адходаў у школе, асобным зборы адходаў, здачы другаснай сыравіны |
Лістапад – снежань 2022 |
Шушкевіч А.А. |
|
|
|
|
5. Накірунак «Якасць атмасфернага паветра» |
|||
5.1. |
Вывучыць ступень забруджвання атмасфернага паветра метадамі біяіндыкацыі ў мікрараёне школы |
Лістапад 2022 |
Рудніцкая А.Я. |
5.4. |
Выявіць прычыны забруджвання атмасфернага паветра ў мікрараёне ўстановы адукацыі |
Лістапад 2022 |
Рудніцкая А.Я. |
5.5. |
Распрацаваць план дзеянняў па мінімізацыі забруджвання атмасфернага паветра ў мікрараёне ўстановы адукацыі навучэнцамі і супрацоўнікамі ўстановы адукацыі. |
Кастрычнік 2022
|
Рудніцкая А.Я. |
6. Накірунак «Інфармацыйна-экалагічныя мерапрыемствы па працы з мясцовай грамадскасцю» |
|||
6.1. |
Правядзенне абследаванне стану навакольнага асяроддзя ў населеным пункце |
Красавік 2023 |
Кіпель З.А. |
6.2. |
Падрыхтаваць і размясціць у агульнадаступных месцах для мясцовага насельніцтва наглядны прыродаахоўны матэрыял |
Красавік 2023 |
Кіпель З.А. |
6.3. |
Падрыхтаваць, арганізаваць і правесці інфармацыйныя экалагічныя мерапрыемствы для мясцовых людзей |
Красавік 2023 |
Кіпель З.А. |
6.4. |
Правесці практычныя экалагічныя акцыі з прыцягненнем мясцовай грамадскасці і размясціць інфармацыю аб іх правядзенні ў СМІ |
Верасень 2022 Красавік 2023 |
Кіпель З.А. |
Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории школы
В сентябре 2022 и апреле 2023 учащиеся 9, 8, 7 классов под руководством учителя биологии Е.Е.Рудницкой изучили видовое разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории ГУО «Ильянской средней школы имени А.А. Гримотя»:
1. Ель обыкновенная
2. Берёза повислая
3. Сосна обыкновенная
4. Дуб черешчатый
5. Можжевельник обыкновенный
6. Ива белая
7. Рябина обыкновенная
8. Калина
9. Яблоня
10. Вишня
11. Груша
12. Ясень обыкновенный
13. Липа мелколистная
14. Клен остролистный
Список участников
Составлена картосхема расположения аборигенных деревьев и кустарников на территории школы
Составлена презентация для обучения и для контроля знаний.
Проведено обучение учеников с 4-11 классов на тему «Аборигенные виды деревьев школы», проведен контроль знаний у учеников в виде теста с презентацией.
Задание 1.4. Изучить видовое разнообразие птиц на территории школы
В марте-апреле 2023 года учащиеся 7, 8, 9 классов изучали видовое разнообразие птиц на территории школы ГУО «Ильянской средней школы имени А.А. Гримотя»:
Список участников
Составлена картосхема встречи выше названных птиц на территории школы
Составлена презентация для обучения и для контроля знаний.
Проведено обучение учеников 4-11 классов на тему «Птицы, обитающие на территории школы», проведен контроль знаний у учащихся в виде теста с презентацией.
Задание 1.7. Изготовить и разместить на территории школы кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
В ноябре стартовала общешкольная акция «Мы кормим птиц. А вы?», цель которой разместить кормушки для птиц в школьном дворе и организовать правильное кормление птиц в зимний период. В результате акции учащимися 1 – 11 классов изготовлено и размещено на территории школы 20 кормушек для птиц.
Список участников
Возглавляет акцию в школе учитель биологии Рудницкая Е.Е.
Видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки около ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя» в зимний период:
Задание 2.1 Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования
13-15 марта 2023 35 учащихся 3, 7, 11 классов совместно с классным руководителем С.Н.Юшко провели мониторинг использования электроэнергии в школе.
Список участников
Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе (1-3 этажи):
лампы люминесцентные (газоразрядные) – 1088
лампы светодиодные – 12
мультиборд -1
компьютеры – 39
телевизоры – 2
интерактивные доски – 2
акустическая аппаратура – 1
электросушилки для рук – 7
холодильный шкаф – 1
картофелечистка – 1
мясорубка электрическая – 1
электрические варочные котлы - 1
электроплита – 2
электросковорода – 1
жарочный шкаф – 2
холодильник – 1
посудомоечная машина – 1
пароконвектомат - 1
мармит -1
машина переработки овощей - 1
электроводонагреватель проточный – 1
электроводонагреватель емкостный – 2.
В результате изучения потребления электроэнергии в школе обнаружено, что использование электроэнергии уменьшается более чем на 80% в каникулярное время. На каникулах дети посещают различные занятия в школе, на которых используются все перечисленные (кроме кухонных) электроприборы, но ученики не питаются в школьной столовой. Можно сделать вывод о том, что большая часть электроэнергии используется кухонным электрооборудованием школьной столовой.
Задание 2.2 Провести изучение расходования тепла в учреждении образования
10-15 февраля 35 учащихся 3, 7, 11 классов совместно с классным руководителем Т.П.Максимович провели мониторинг использования тепловой энергии в школе.
Список участников
Шаг 1. Обсудили необходимость проведения акции и составили план работы:
-выявление мест потери тепла в помещениях, где находятся дети;
-анализ полученной информации;
-разработка рекомендаций по теплосбережению.
Шаг 2. Обследовали школьное здание, выяснили, все ли окна и двери плотно закрываются, нет ли сквозняков. Определили места, где происходит потеря тепла и требуется утепление. Для этого зажгли свечу и провели ею вдоль рам закрытых окон и дверей вверх-вниз и вправо-влево. Нашли участки, где пламя свечи колеблется и устремляется вовнутрь или наружу. Это значит, что в этих местах есть отверстия или щели, через которые воздух проникает в помещение или выходит из него. Отметили на плане этажей теплые классы и кабинеты, где нужно провести уплотнение окон и дверей.
В ходе мониторинга была замечена потеря тепла в кабинетах 311, 310, в спортивном и актовом залах. В кабинетах 111, 306, 305, 313 выявлен очень холодный подоконник, что свидетельствует о некачественном его утеплении. Окна на коридоре 2 и 3 этажа были закрыты неплотно, что способствовало потере тепла. Очень значимы тепловые потери через двери запасных выходов Входная дверь не имеет плотного примыкания, что создает лишние теплопотери.
Шаг 3. Выступление на линейке с рекомендациями администрации школы по сбережению тепла:
-проветривание класса осуществлять на переменах ударным методом - широко открыв окно на несколько минут (достаточно 5 минут). За это время поступит достаточно свежего воздуха, а стены не успеют остыть. Длительно открытые окна приносят большие потери тепла. При этом нужно следить за плотностью закрытия окна.
- на ночь закрытые шторы уменьшают потери тепла через окна.
- утепление окон в кабинетах с использованием как традиционных материалов, так и специальных герметиков.
- устранение потери тепла через двери можно осуществить с помощью точного примыкания дверей и их утепления.
Задание 2.3 Провести анализ ситуации и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год
Проанализировав ситуацию по эффективности использования энергии в школе, предложен следующий план действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе.
План мероприятий по энергосбережению на 2023 год
Список участников
Задание 3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования
1-20 марта 27 учащимися 2,10 классов под руководством Е.Г.Акулич был проведен мониторинг потребления воды в школе.
Список участников
Ученики изучили, где находится счётчик воды в школе, как и когда снимаются показания счётчика, в каких единицах измеряется потребление холодной и горячей воды.
В ходе исследования по школе было подсчитано количество кранов и других источников воды:
Кранов воды – 54 Других источников (унитазы) - 31.
Большее количество воды используется в будние дни, когда осуществляется учебный процесс в полном объёме и работает школьная столовая. Значительно меньше используется воды в субботу и воскресенье. В летнее время вода используется для уборки помещений, для санузлов, полива (если стоит жаркая и сухая погода).
Таблица «Показания потребления холодной воды с 23.01.2023 по 27.03.2023»
Дата |
Количество использованной холодной воды за день (м3) |
Дата |
Количество использованной холодной воды за день (м3) |
Дата |
Количество использованной холодной воды за день (м3) |
Дата |
Количество использованной холодной воды за день (м3) |
|
23.01 |
37986 |
11.02 |
38050(2м 3) |
01.03 |
38098(1м 3) |
19.03 |
выходной |
|
24.01 |
37989(3м 3) |
12.02 |
выходной |
02.03 |
38105(7м 3) |
20.03 |
38151(2м 3) |
|
25.01 |
37994(5м 3) |
13.02 |
38052(2м 3) |
03.03 |
38106(2м 3) |
21.03 |
38154(3м 3) |
|
26.01 |
37997(3м 3) |
14.02 |
38055(3м 3) |
04.03 |
38110(4м 3) |
22.03 |
38159(5м 3) |
|
27.01 |
38005(8м 3) |
15.02 |
38058(3м 3) |
05.03 |
выходной |
23.03 |
38167(7м 3) |
|
28.01 |
38007(2м 3) |
16.02 |
38062(4м 3) |
06.03 |
38114(4м 3) |
24.03 |
38168(1м 3) |
|
29.01 |
выходной |
17.02 |
38065(3м 3) |
07.03 |
38117(3м 3) |
25.03 |
38169(1м 3) |
|
30.01 |
38009(2м 3) |
18.02 |
38068(3м 3) |
08.03 |
38118(1м 3) |
26.03 |
выходной |
|
31.01 |
38013(4м 3) |
19.02 |
выходной |
09.03 |
38121(3м 3) |
27.03 |
38172(3м 3) |
|
01.02 |
38015(2м 3) |
20.02 |
38071(3м 3) |
10.03 |
38124(3м 3) |
|
|
|
02.02 |
38018(3м 3) |
21.02 |
38072(1м 3) |
11.03 |
38127(3м 3) |
|
|
|
03.02 |
38024(6м 3) |
22.02 |
38078(6м 3) |
12.03 |
выходной |
|
|
|
04.02 |
38027(3м 3) |
23.02 |
38082(4м 3) |
13.03 |
38130(3м 3) |
|
|
|
05.02 |
выходной |
24.02 |
38085(3м 3) |
14.03 |
38134(4м 3) |
|
|
|
06.02 |
38032(5м 3) |
25.02 |
38087(2м 3) |
15.03 |
38138(4м 3) |
|
|
|
07.02 |
38037(5м 3) |
26.02 |
38092(5м 3) |
16.03 |
38142(4м 3) |
|
|
|
08.02 |
38042(5м 3) |
27.02 |
выходной |
17.03 |
38146(4м 3) |
|
|
|
09.02 |
38046 (4м 3) |
28.02 |
38097(5м 3) |
18.03 |
38149(3м 3) |
|
|
|
10.02 |
38048(2м 3) |
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
149 м3 |
|
|
|
|
|
|
Задание 3.2 Провести анализ ситуации и составить план действий по ее сбережению
Список участников
План по водосбережению представлен директору школы и заведующему хозяйством школы
План мероприятий по рациональному использованию воды на 2023 год
Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.
Дата выполнения: 20-28 ноября 2022
Место выполнения: государственное учреждение образования «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»
Участники: классный руководитель, учащиеся 9 класса, работник столовой, уборщик служебных помещений
Количество участников: 13 человек
Анализ результатов исследования за 1 день
Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, школьные коридоры, столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.
Отходы, которые были найдены в результате исследования школы |
Масса отходов, граммы |
Удельный вес, % |
|||
Учебные кабинеты |
Коридор |
Столовая |
Кабинеты технического и обслуживающего труда |
||
Пищевые отходы 1. Остатки пищи 2. Картофельные очистки 3. Листья капусты 4. Скорлупа яиц 5. Очистки от фруктов |
- -
- -
300 |
- -
- -
250 |
9870 5440 2000
1500
380 - |
-
- - - - |
51,4 28,4 10,4
7,8
2 2,9 |
Бумага, картон |
1500 |
2100 |
2000 |
300 |
30,8 |
Бутылки от растительного масла |
- |
- |
150 |
- |
0,8 |
Пластик |
70 |
- |
200 |
- |
1,4 |
Металлы |
- |
- |
150 |
- |
0,8 |
Текстиль |
- |
- |
- |
200 |
1 |
Стружка древесная |
- |
- |
- |
800 |
4,2 |
Тетра-пак |
20 |
|
400 |
- |
2,2 |
Растительные отходы |
150 |
- |
- |
- |
0,8 |
Другие отходы |
300 |
550 |
420 |
|
6,6 |
Общее количество мусора |
2340 |
2900 |
12640 |
1300 |
100 |
Всего |
19180 |
Отчёт по результатам изучения состава образующихся в школе отходов с указанием источников и состава отходов
Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:
По школе за 1 день собрано:
Фракции отходов |
Масса фракций, граммы |
Удельный вес, % |
Пищевые отходы 1.Остатки пищи 2.Картофельные очистки 3.Листья капусты 4.Скорлупа яиц 5.Очистки от фруктов |
9850 5420 2000 1500 380 550 |
51,4 28,4 10,4 7,8 2 2,9 |
Бумага, картон |
5900 |
30,8 |
Бутылки от растительного масла |
150 |
0,8 |
Пластик |
270 |
1,4 |
Металлы |
150 |
0,8 |
Текстиль |
200 |
1 |
Стружка древесная |
800 |
4,2 |
Тетра-пак |
400 |
2,2 |
Растительные отходы |
150 |
0,8 |
Другие отходы |
320 |
6,6 |
Общее количество мусора |
12640 |
100 |
Всего |
19040 |
|
Задание 4.2. .Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
Дата выполнения: ноябрь 2022
Место выполнения: государственное учреждение образования «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»
Участники: классный руководитель, учащиеся 9 класс
Количество участников: 11 человек
План действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
Задание 6.1 Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте
3-6 апреля 2023 года 7 учащихся 6 класса (Буслаўскі Дзмітрый Сяргеевіч, Вараўка Іван Сяргеевіч, Камінская Ксенія Міхайлаўна, Амілаўская Яна Сяргееўна, Буслаўская Аліна Дзмітрыеўна, Кастрычэнка Леў Вячаслававіч, Кулеш Павел Рыгоравіч) с учителем химии З.А.Кипель провели обследование экологической обстановки в аг.Илья. В результате проведенной работы было обнаружено, что срочная помощь юных экологов необходима для очистки от мусора реки Илья, которая протекает по территории агрогородка, и прибрежной части леса, где часто отдыхают люди.
Задание 5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне УО
Среди организмов самыми чувствительными индикаторами общего загрязнения воздуха являются лишайники. Учащиеся 7-9 классов в октябре 2022 учебного года под руководством учителя биологии Е.Е.Рудницкой провели оценку качества атмосферного воздуха возле школы методом лихеноиндикации.
Список участников
На территории школы определили две площадки: №1 – яблоневый сад пришкольного участка, который расположен с северной стороны, самый близкий к котельной; №2 – участок перед входом в школу, наиболее близкий к дороге. На каждой выбрали по 5 деревьев. На каждой площадке фотографировали все виды лишайников для определения в лабораторных условиях. В кабинете биологии определяли виды и группы лишайников. Нами было обследовано 10 деревьев на выделенных площадках. В ходе исследований был определён видовой состав лишайников на разных участках. Данные занесены в таблицы №1 и №2.
Таблица 1. Сравнительная характеристика видового состава разных площадок
Виды |
Сад пришкольного Участка |
Участок около дороги |
1.Гипогимния вздутая |
+ |
+ |
2.Коллема черноватая |
+ |
- |
3.Ксантория многоплодная |
- |
+ |
4.Ксантория постенная (стенная золотнянка) |
+ |
- |
5.Леканора разнообразная |
+ |
+ |
6.Лепрария |
+ |
+ |
7.Лептогиум Бурнета |
+ |
- |
8. Пармелия бороздчатая |
+ |
+ |
9.Рамалина ясеневая |
+ |
+ |
10.Фисция звездчатая |
- |
+ |
11. Фисция припудреная |
+ |
- |
Всего |
9 |
7 |
Таблица 2. Оценка частоты встречаемости лишайников на деревьях
Признаки |
Деревья участка №1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Общее количество видов лишайников, в том числе: |
9 |
5 |
8 |
7 |
7 |
кустистых |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
листоватых |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
накипных |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Признаки |
Деревья участка №2 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Общее количество видов лишайников, в том числе: |
7 |
10 |
8 |
6 |
7 |
кустистых |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
листоватых |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
накипных |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
![]() |
![]() |
![]() |
При определении видового состава эпифитных лишайников на выбранных площадках мы обнаружили 12 видов лишайников:
1.Гипогимния вздутая
2.Коллема черноватая
3.Ксантория многоплодная
4.Ксантория постенная (стенная золотнянка)
5.Леканора разнообразная
6.Лепрария
7.Лептогиум Бурнета
8. Пармелия бороздчатая
9.Рамалина ясеневая
10.Фисция звездчатая
11. Фисция припудреная
12. Эверния или псевдоэверния шелушащаяся
По типу таллома :
кустистые – № 9,12 – Рамалина ясеневая, Эверния или Псевдоэверния шелушащаяся;
листоватые – № 1,2,4,7,8,11 – Гипогимния вздутая, Коллема черноватая, Ксантория постенная, Лептогиум Бурнета, Пармелия бороздчатая, Фисция припудренная;
накипные - № 3,5,6,10 – Ксантория многоплодная, Леканора разнообразная, Лепрария, Фисция звездчатая.
По типу талломов на обоих исследуемых участках преобладают листоватые лишайники. Нам встретились два вида лишайников с кустистым типом таллома – Рамалина ясеневая и Псевдоэверния шелушащаяся. Накипные лишайники можно встретить на обоих исследуемых участках.
Вывод
Во всех выбранных квадратах на деревьях найдены все три вида лишайников, значит, загрязнений воздуха атмосферы в школьном дворе нет. Объясняется это тем, что школа расположена на окраине агрогородка, вокруг неѐ растет много деревьев и кустарников, школьный лес, и некоторые работники школы приезжают на велосипедах или ходят пешком.
Задание 5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Октябрь 2022
В результате исследования получили, что загрязнений воздуха в школьном дворе фактически нет. При въезде в школьный двор на некоторых деревьях отсутствуют все три вида лишайников, причиной этого являются автомобили, которые привозят продукты в школьную столовую и автомобили работников школы и других организаций.
Список участников
Рекомендации для улучшения экологического состояния пришкольной территории:
- дальнейшее озеленение школьного двора;
- использование для озеленения не только саженцы древесных пород, но и кустарники;
- использование работниками школы, ученикам и их родителям велосипедов. Движение - это жизнь, а чистый воздух - здоровье каждого из нас.
- создание буклета-обращения к владельцам автомобилей с просьбой по возможности использовать более качественный бензин или переходить на электромобили.
Задание 5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.
Дата выполнения 25.10.2022
Учащиеся 5-9 классов под руководством учителя биологии Рудницкой Е.Е.
Список участников
План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
Сделаем воздух чистым
(памятка по минимизации загрязнения воздуха в микрорайоне школы)