Зеленые школы

Дипломы проекта

Ильянская школа в 2023 году подтвердила статус «Зеленая школа» ещё на три года и удостоена диплома 3 степени.

В соответствии с Положением о реализации образовательного проекта «Зеленые школы» 13 октября 2023 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №144 г. Минска» состоялось заседание Координационного совета Проекта. В работе заседания приняли участие представители Министерства образования Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Республиканского центра экологии и краеведения, областных ресурсных центров образовательного проекта «Зеленые школы», учреждений образования.

На заседании Координационного совета Проекта принято решение о присвоении (подтверждении) статуса «Зеленая школа» учреждениям образования, предоставившим отчеты в соответствии с требованиями Положения. Всего в этом году было подано 110 отчетов, одобрено – 109.

Список учреждений

Ильянская школа в 2020 году получила статус «Зеленая школа» и удостоена диплома 2 степени.

свернуть

Отчет по реализации проекта "Зеленые школы"

Отчёт ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя» по реализации проекта «Зелёные школы» в 2019/2020 учебном году

Отчёт ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя» по реализации проекта «Зелёные школы» в 2022/2023 учебном году

  1. Направление «Биоразнообразие»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество  – природа» на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по взаимодействию с флорой и фауной;
  • получить объективные данные о видовом разнообразии птиц, деревьев и кустарников на территории учреждения образования;
  • воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Задание

Фотографии

Ссылка

1

 

Фотографии

https://disk.yandex.ru/d/Kn1P2Pat-t__Yw 

 

2

1.3

Изучить разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории учреждения образования

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы 

3

1.4 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы 

4

1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Проведена акция «Мы кормим птиц. А вы?», в результате которой на территории школы размещено 20 кормушек для птиц.

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы 

 

  1. Направление «Энергосбережение»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество  – природа» на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по использованию энергосберегающих технологий;
  • получить объективные данные о количестве потребляемой электроэнергии и тепла в учреждении образования;
  • воспитывать бережное отношение к потреблению электроэнергии и тепла.

Задание

Фотографии

Ссылка

1

2.1 Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

https://disk.yandex.ru/d/A0Nbi7FS0cXk_w    

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

2

2.2 Провести изучение расходования тепла в школе

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

3

2.3 Провести анализ ситуации и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

 

  1. Направление «Водосбережение»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество  – природа» на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по использованию водосберегающих технологий;
  • получить объективные данные о количестве потребляемой воды в учреждении образования;
  • воспитывать бережное отношение к потреблению воды.

Задание

Фотографии

Ссылка

1

3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования

https://disk.yandex.ru/d/5eH3FSYBFtZSMw 

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

2

3.2 Провести анализ ситуации и составить план действий по ее сбережению

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

  1. Направление «Обращение с отходами»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество  – природа» на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по обращению с отходами;
  • получить объективные данные о количестве и составе отходов в учреждении образования;
  • найти оптимальные пути решения минимизации объёмов образования отходов.

Задание

Фотографии

Ссылка

1

4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

https://disk.yandex.ru/d/tz07BJlL5qoSdw   

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

2

4.2 Разработать план действий по минимизации отходов

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

 

 

  1. Направление «Качество атмосферного воздуха»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество  – природа» на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
  • получить объективные данные о качестве атмосферного воздуха возле учреждения образования.

Задание

Фотографии

Ссылка

1

5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне УО

https://yadi.sk/d/v8RKDi6wucHAlQ


 

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

2

5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

3

5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы 

 

 

  1. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, готовой адекватно взаимодействовать в системе «Человек – общество  – природа» на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по работе с местным сообществом;
  • получить объективные данные об экологической обстановке в аг.Илья;
  • найти оптимальные пути решения улучшения экологии аг.Илья.

Задание

Фотографии

Ссылка

1

6.1 Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте

https://disk.yandex.ru/d/pLGbssjnimbWAA 

 https://ilya.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/зеленые-школы

2

6.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися

Листовки по экологии 

https://disk.yandex.by/i/H2EZzEsOWz6Jwg 

Буклеты по экологии

https://disk.yandex.by/i/YEBS7ehSMYyRGQ 

Мультфильмы по экологии

https://disk.yandex.by/d/MtDCdnbY_LW_tg 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Анкета-заявка

«Зеленые школы»

  1. Положение о зеленых школах 
  2. Приказ по Зеленым школам 

Положение о реализации проекта «Зеленые школы»(2019)

Форма отчета по проекту «Зеленые школы»

План выканання заданняў па адукацыйным праекце «Зялёныя школы» верасень-чэрвень 2022/2023 навучальнага года

Заданне

Тэрмін выканання

Адказны педагог

1. Накірунак «Біяразнастайнасць»

1.3

Вывучыць відавую разнастайнасць абарыгенных дрэў і кустоў на тэрыторыі школы

Сакавік – май 2023

Рудніцкая А.Я.

1.4

Вывучыць відавую разнастайнасць птушак на тэрыторыі школы

Сакавік – май 2023

Рудніцкая А.Я.

1.7

Размясціць на тэрыторыі школы кармушкі, арганізаваць рэгулярную падкормку птушак у зімовы перыяд

Лістапад 2022-сакавік 2023

Рудніцкая А.Я.

1.12

Арганізаваць пасадку мясцовых відаў дрэў і кустоў на тэрыторыі школы

Кастрычнік 2022

Красавік 2023

Рудніцкая А.Я.

2. Накірунак «Энергазберажэнне»

2.1.

Правесці вывучэнне спажывання электраэнергіі ў школе

Студзень  2023

Юшко С.М.

2.2.

Правесці вывучэнне расходавання цяпла ў школе

Люты 2023

Максімовіч Т.П.

2.3.

Правесці аналіз сітуацыі па эфектыўнасці выкарыстання энергіі ў школе і скласці план дзеянняў па зберажэнні цяпла і электраэнергіі ў школе на год

Студзень -люты 2023

Юшко С.М. Максімовіч Т.П.

3. Накірунак «Водазберажэнне»

3.1.

Правесці вывучэнне спажывання вады ў школе

Сакавік 2023

Акуліч А.Р.

3.2.

Правесці аналіз сітуацыі па эфектыўнасці выкарыстання вады ў школе і скласці план дзеянняў па яе зберажэнні

Сакавік 2023

Акуліч А.Р.

4. Накірунак «Абыходжанне з адходамі»

4.1.

Правесці вывучэнне складу адходаў, якія ўтвараюцца ў школе, і прааналізаваць крыніцы іх утварэння

Лістапад 2022

Шушкевіч А.А.

4.2.

Распрацаваць план дзеянняў па мінімізацыі аб'ёмаў утварэння адходаў у школе, асобным зборы адходаў, здачы другаснай сыравіны

Лістапад – снежань 2022

Шушкевіч А.А.

 

 

 

 

5. Накірунак «Якасць атмасфернага паветра»

5.1.

Вывучыць ступень забруджвання атмасфернага паветра метадамі біяіндыкацыі ў мікрараёне школы

Лістапад 2022

Рудніцкая А.Я.

5.4.

Выявіць прычыны забруджвання атмасфернага паветра ў мікрараёне ўстановы адукацыі

Лістапад 2022

Рудніцкая А.Я.

5.5.

Распрацаваць план дзеянняў па мінімізацыі забруджвання атмасфернага паветра ў мікрараёне ўстановы адукацыі навучэнцамі і супрацоўнікамі ўстановы адукацыі.

Кастрычнік 2022

 

Рудніцкая А.Я.

6. Накірунак «Інфармацыйна-экалагічныя мерапрыемствы па працы з мясцовай грамадскасцю»

6.1.

Правядзенне абследаванне стану навакольнага асяроддзя ў населеным пункце

Красавік 2023

Кіпель З.А.

6.2.

Падрыхтаваць і размясціць у агульнадаступных месцах для мясцовага насельніцтва наглядны прыродаахоўны матэрыял

Красавік 2023

Кіпель З.А.

6.3.

Падрыхтаваць, арганізаваць і правесці інфармацыйныя экалагічныя мерапрыемствы для мясцовых людзей

Красавік 2023

Кіпель З.А.

6.4.

Правесці практычныя экалагічныя акцыі з прыцягненнем мясцовай грамадскасці і размясціць інфармацыю аб іх правядзенні ў СМІ

Верасень 2022

Красавік 2023

Кіпель З.А.

свернуть

Биоразнообразие

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории школы

В сентябре 2022 и апреле 2023 учащиеся 9, 8, 7 классов под руководством учителя биологии Е.Е.Рудницкой изучили видовое разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории ГУО «Ильянской средней школы имени А.А. Гримотя»:

1. Ель обыкновенная

2. Берёза повислая

3. Сосна обыкновенная

4. Дуб черешчатый

5. Можжевельник обыкновенный

6. Ива белая

7. Рябина обыкновенная

8. Калина

9. Яблоня

10. Вишня

11. Груша

12. Ясень обыкновенный

13. Липа мелколистная

14. Клен остролистный

Список участников

  1. Вараўка Юлія Сяргееўна
  2. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  3. Краўчонак Валерыя Дзянісаўна
  4. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  5. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  6. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  7. Навумік Валерыя Аляксандраўна
  8. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  9. Савасцьян Любоў Алегаўна
  10. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  11. Амілаўская Мілана Юр’еўна
  12. Вярбіцкая Ангеліна Аляксандраўна
  13. Жаўняровіч Вадзім Вітальевіч
  14. Жаўняровіч Станіслаў Вітальевіч
  15. Кастрычэнка Яна Вячаславаўна
  16. Літвіновіч Яўгеній Алегавіч
  17. Франкевіч Ксенія Анатольеўна
  18. Фурманаў Цімафей Алегавіч
  19. Шымель Валерыя Дзмітрыеўна
  20. Шышко Паліна Фёдараўна
  21. Альшэўскі Мікалай
  22. Акуліч Яна Аляксандраўна
  23. Вайцяхоўская Паліна Вітальеўна
  24. Варанец Ілья Аляксеевіч
  25. Вараўка Ілья Фёдаравіч
  26. Вашынка Даніла Аляксандравіч
  27. Владыка Іван Андрэевіч
  28. Вярбіцкі Іван Дзмітрыевіч
  29. Грабянёк Яўгенія Аляксандраўна
  30. Кулеш Іван Грыгор’евіч
  31. Нікалаеў Яўгеній Генадзьевіч
  32. Рудніцкі Вадзім Генадзьевіч
  33. Сяляўка Яўгеній Віктаравіч
  34. Усціновіч Іван Аляксандравіч
  35. Яцэвіч Глеб Вітальевіч

 

 

Составлена картосхема расположения аборигенных деревьев и кустарников на территории школы

Составлена презентация для обучения и для контроля знаний.

 

Проведено обучение учеников с 4-11 классов на тему «Аборигенные виды деревьев школы», проведен контроль знаний у учеников в виде теста с презентацией.

 


Задание 1.4. Изучить видовое разнообразие птиц на территории школы

В марте-апреле 2023 года учащиеся 7, 8, 9 классов изучали видовое разнообразие птиц на территории школы ГУО «Ильянской средней школы имени А.А. Гримотя»:

  1. Большая синица
  2. Зяблик
  3. Дрозд певчий
  4. Обыкновенная лазоревка
  5. Дрозд рябинник
  6. Домовой воробей
  7. Ласточка деревенская
  8. Скворец обыкновенный
  9. Серая ворона
  10. Сорока
  11. Грач

 

Список участников

  1. Вараўка Юлія Сяргееўна
  2. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  3. Краўчонак Валерыя Дзянісаўна
  4. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  5. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  6. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  7. Навумік Валерыя Аляксандраўна
  8. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  9. Савасцьян Любоў Алегаўна
  10. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  11. Амілаўская Мілана Юр’еўна
  12. Вярбіцкая Ангеліна Аляксандраўна
  13. Жаўняровіч Вадзім Вітальевіч
  14. Жаўняровіч Станіслаў Вітальевіч
  15. Кастрычэнка Яна Вячаславаўна
  16. Літвіновіч Яўгеній Алегавіч
  17. Франкевіч Ксенія Анатольеўна
  18. Фурманаў Цімафей Алегавіч
  19. Шымель Валерыя Дзмітрыеўна
  20. Шышко Паліна Фёдараўна
  21. Альшэўскі Мікалай
  22. Акуліч Яна Аляксандраўна
  23. Вайцяхоўская Паліна Вітальеўна
  24. Варанец Ілья Аляксеевіч
  25. Вараўка Ілья Фёдаравіч
  26. Вашынка Даніла Аляксандравіч
  27. Владыка Іван Андрэевіч
  28. Вярбіцкі Іван Дзмітрыевіч
  29. Грабянёк Яўгенія Аляксандраўна
  30. Кулеш Іван Грыгор’евіч
  31. Нікалаеў Яўгеній Генадзьевіч
  32. Рудніцкі Вадзім Генадзьевіч
  33. Сяляўка Яўгеній Віктаравіч
  34. Усціновіч Іван Аляксандравіч
  35. Яцэвіч Глеб Вітальевіч

 

Составлена картосхема встречи выше названных птиц на территории школы

Составлена презентация для обучения и для контроля знаний.

Проведено обучение учеников 4-11 классов на тему «Птицы, обитающие на территории школы», проведен контроль знаний у учащихся в виде теста с презентацией.


Задание 1.7. Изготовить и разместить на территории школы кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

В ноябре стартовала общешкольная акция «Мы кормим птиц. А вы?», цель которой разместить кормушки для птиц в школьном дворе и организовать правильное кормление птиц в зимний период. В результате акции учащимися 1 – 11 классов изготовлено и размещено на территории школы 20 кормушек для птиц.

Список участников 

  1. Вараўка Ганна Фёдараўна
  2. Васінкевіч Уладзіслаў Ігаравіч
  3. Гулецкі Ян Яўгеннавіч
  4. Жыдкоў Іван Сяргеевіч
  5. Заяц Ягор Аляксандравіч
  6. Кавальчук Лізавета Антонаўна
  7. Кажура Аляксандра Юр’еўна
  8. Керданава Ганна Віктараўна
  9. Кірык Дзмітрый Вітальевіч
  10. Путрыч Даніла Генадзьевіч
  11. Радкевіч Софія Яўгеньеўна
  12. Рудніцкі Максім Генадзьевіч
  13. Філістовіч Дарья Аляксандраўна
  14. Вараўка Юлія Сяргееўна
  15. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  16. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  17. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  18. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  19. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  20. Савасцьян Любоў Алегаўна
  21. Соніч Аляўціна Дзмітрыеўна
  22. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  23. Бабовіч Ганна Юр’еўна
  24. Байкоў Павел Дзмітрыевіч
  25. Васюта Дзмітрый Сяргеевіч
  26. Забаронак Ягор Віктаравіч
  27. Кандрашоў Канстанцін Сяргеевіч
  28. Мікуцкі Павел Аляксандравіч
  29. Пагуда Ганна Сяргееўна
  30. Селяўка Ілья Міхайлавіч
  31. Шымель Марыя Дзмітрыеўна
  32. Хаванская Лізавета Васільеўна
  33. Чарняк Мікалай Святаслававіч
  34. Шымель Валянціна Уладзіміраўна
  35. Станоўскі Ілья Сяргеевіч
  36. Амілаўская Мілана Юр’еўна
  37. Вярбіцкая Ангеліна Аляксандраўна
  38. Жаўняровіч Вадзім Вітальевіч
  39. Жаўняровіч Станіслаў Вітальевіч
  40. Кастрычэнка Яна Вячаславаўна
  41. Літвіновіч Яўгеній Алегавіч
  42. Франкевіч Ксенія Анатольеўна
  43. Фурманаў Цімафей Алегавіч
  44. Шымель Валерыя Дзмітрыеўна
  45. Шышко Паліна Фёдараўна
  46. Альшэўскі Мікалай
  47. Акуліч Яна Аляксандраўна
  48. Вайцяхоўская Паліна Вітальеўна
  49. Варанец Ілья Аляксеевіч
  50. Вараўка Ілья Фёдаравіч
  51. Вашынка Даніла Аляксандравіч
  52. Владыка Іван Андрэевіч
  53. Вярбіцкі Іван Дзмітрыевіч
  54. Грабянёк Яўгенія Аляксандраўна
  55. Кулеш Іван Грыгор’евіч
  56. Нікалаеў Яўгеній Генадзьевіч
  57. Рудніцкі Вадзім Генадзьевіч
  58. Сяляўка Яўгеній Віктаравіч
  59. Усціновіч Іван Аляксандравіч
  60. Яцэвіч Глеб Вітальевіч
  61. Амілаўскі Сцяпан Юр’евіч
  62. Амілаўскі Яраслаў Сяргеевіч
  63. Байкова Ульяна Дзмітрыеўна
  64. Борыс Мікіта Сяргеевіч
  65. Валуй Софія Альбертаўна
  66. Варанец Кацярына Аляксееўна
  67. Владыка Кірыл Андрэевіч
  68. Гаўрылін Міхаіл Дзянісавіч
  69. Кірык Дар’я Вітальеўна
  70. Краўчонак Мікіта Андрэевіч
  71. Мурашка Мілана Мікалаеўна
  72. Паўлюкевіч Злата Дзянісаўна
  73. Пятровіч Ян Артуравіч
  74. Усціновіч Іля Анатольевіч
  75. Шмаргалава Варвара Ігараўна
  76. Язінскі Мацвей Андрэевіч
  77. Яновіч Павел Віктаравіч
  78. Вашынка Кацярына Уладзіміраўна
  79. Вярбіцкая Яна Сяргееўна
  80. Дашкевіч Яўген Мікалаевіч
  81. Ерашонак Максім Дзмітрыевіч
  82. Кандрашоў Цімафей Сяргеевіч
  83. Кульбацкая Ангеліна Васільеўна
  84. Кулеш Эльвіра Іванаўна
  85. Шалуха Ксенія Генадзьеўна
  86. Шах Станіслаў Сяргеевіч
  87. Шмаргалаў Максім Дзмітрыевіч

Возглавляет акцию в школе учитель биологии Рудницкая Е.Е.

Видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки около ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя» в зимний период:

  1. Большая синица
  2. Обыкновенная лазоревка
  3. Воробей полевой
  4. Воробей домовый
  5. Сойка
  6. Сорока
  7. Серая ворона
  8. Снегирь
  9. Дятел пестрый

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Энергосбережение

Тест 1 для контроля знаний

Тест 2 для контроля знаний

Тест для начальной школы

Тест

 


Задание 2.1 Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

13-15 марта 2023 35 учащихся 3, 7, 11 классов совместно с классным руководителем  С.Н.Юшко провели мониторинг использования электроэнергии в школе.

Список участников

  1. Вараўка Ганна Фёдараўна
  2. Васінкевіч Уладзіслаў Ігаравіч
  3. Гулецкі Ян Яўгеннавіч
  4. Жыдкоў Іван Сяргеевіч
  5. Заяц Ягор Аляксандравіч
  6. Кавальчук Лізавета Антонаўна
  7. Кажура Аляксандра Юр’еўна
  8. Керданава Ганна Віктараўна
  9. Кірык Дзмітрый Вітальевіч
  10. Путрыч Даніла Генадзьевіч
  11. Радкевіч Софія Яўгеньеўна
  12. Рудніцкі Максім Генадзьевіч
  13. Філістовіч Дарья Аляксандраўна
  14. Вараўка Юлія Сяргееўна
  15. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  16. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  17. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  18. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  19. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  20. Савасцьян Любоў Алегаўна
  21. Соніч Аляўціна Дзмітрыеўна
  22. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  23. Бабовіч Ганна Юр’еўна
  24. Байкоў Павел Дзмітрыевіч
  25. Васюта Дзмітрый Сяргеевіч
  26. Забаронак Ягор Віктаравіч
  27. Кандрашоў Канстанцін Сяргеевіч
  28. Мікуцкі Павел Аляксандравіч
  29. Пагуда Ганна Сяргееўна
  30. Селяўка Ілья Міхайлавіч
  31. Шымель Марыя Дзмітрыеўна
  32. Хаванская Лізавета Васільеўна
  33. Чарняк Мікалай Святаслававіч
  34. Шымель Валянціна Уладзіміраўна
  35. Станоўскі Ілья Сяргеевіч

 

Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе (1-3 этажи):

лампы люминесцентные (газоразрядные) – 1088

лампы светодиодные – 12

мультиборд -1

компьютеры – 39

телевизоры – 2

интерактивные доски – 2

акустическая аппаратура – 1

электросушилки для рук – 7

холодильный шкаф – 1

картофелечистка – 1

мясорубка электрическая – 1

электрические варочные котлы  - 1

электроплита – 2

электросковорода – 1

жарочный шкаф – 2

холодильник – 1

посудомоечная машина – 1

пароконвектомат - 1

мармит -1

машина переработки овощей - 1

электроводонагреватель проточный – 1

электроводонагреватель емкостный – 2.

В результате изучения потребления электроэнергии в школе обнаружено, что использование электроэнергии уменьшается более чем на 80% в каникулярное время. На каникулах дети посещают различные занятия в школе, на которых используются все перечисленные (кроме кухонных)  электроприборы, но ученики не питаются в школьной столовой. Можно сделать вывод о том, что большая часть электроэнергии используется кухонным электрооборудованием школьной столовой.

        

 


Задание 2.2 Провести изучение расходования тепла в учреждении образования

10-15 февраля 35 учащихся 3, 7, 11 классов совместно с классным руководителем  Т.П.Максимович провели мониторинг использования тепловой энергии в школе.

Список участников

  1. Вараўка Ганна Фёдараўна
  2. Васінкевіч Уладзіслаў Ігаравіч
  3. Гулецкі Ян Яўгеннавіч
  4. Жыдкоў Іван Сяргеевіч
  5. Заяц Ягор Аляксандравіч
  6. Кавальчук Лізавета Антонаўна
  7. Кажура Аляксандра Юр’еўна
  8. Керданава Ганна Віктараўна
  9. Кірык Дзмітрый Вітальевіч
  10. Путрыч Даніла Генадзьевіч
  11. Радкевіч Софія Яўгеньеўна
  12. Рудніцкі Максім Генадзьевіч
  13. Філістовіч Дарья Аляксандраўна
  14. Вараўка Юлія Сяргееўна
  15. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  16. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  17. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  18. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  19. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  20. Савасцьян Любоў Алегаўна
  21. Соніч Аляўціна Дзмітрыеўна
  22. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  23. Бабовіч Ганна Юр’еўна
  24. Байкоў Павел Дзмітрыевіч
  25. Васюта Дзмітрый Сяргеевіч
  26. Забаронак Ягор Віктаравіч
  27. Кандрашоў Канстанцін Сяргеевіч
  28. Мікуцкі Павел Аляксандравіч
  29. Пагуда Ганна Сяргееўна
  30. Селяўка Ілья Міхайлавіч
  31. Шымель Марыя Дзмітрыеўна
  32. Хаванская Лізавета Васільеўна
  33. Чарняк Мікалай Святаслававіч
  34. Шымель Валянціна Уладзіміраўна
  35. Станоўскі Ілья Сяргеевіч

 

Шаг 1.  Обсудили необходимость проведения акции  и составили план работы:

-выявление  мест потери тепла в помещениях, где находятся дети;

-анализ полученной информации;

-разработка рекомендаций по теплосбережению.

Шаг 2.  Обследовали школьное здание, выяснили, все ли окна и двери плотно закрываются, нет ли сквозняков. Определили места, где происходит потеря тепла и требуется утепление. Для этого зажгли свечу и провели ею вдоль рам закрытых окон и дверей вверх-вниз и вправо-влево. Нашли участки, где пламя свечи колеблется и устремляется вовнутрь или наружу. Это значит, что в этих местах есть отверстия или щели, через которые воздух проникает в помещение или выходит из него. Отметили на плане этажей теплые классы и кабинеты, где нужно провести уплотнение окон и дверей.

В ходе мониторинга была замечена потеря тепла в кабинетах 311, 310, в спортивном и актовом залах. В кабинетах 111, 306, 305, 313 выявлен очень холодный подоконник, что свидетельствует о некачественном его утеплении. Окна на коридоре 2 и 3 этажа были закрыты неплотно, что способствовало потере тепла. Очень значимы тепловые потери через двери запасных выходов  Входная дверь  не имеет плотного примыкания, что создает лишние теплопотери.

Шаг 3. Выступление на линейке с рекомендациями администрации школы по сбережению тепла:

-проветривание класса осуществлять  на переменах ударным методом - широко открыв окно на несколько минут (достаточно 5 минут). За это время поступит достаточно свежего воздуха, а стены не успеют остыть. Длительно открытые окна приносят большие потери тепла. При этом нужно следить за плотностью закрытия окна.

- на ночь  закрытые шторы уменьшают потери тепла через окна.

- утепление окон в кабинетах с использованием как традиционных материалов, так и специальных герметиков.

- устранение  потери тепла через двери  можно осуществить с помощью точного примыкания дверей и их утепления.


Задание 2.3 Провести анализ ситуации и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

Проанализировав ситуацию по эффективности использования энергии в школе, предложен следующий план действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе.

План мероприятий по энергосбережению на 2023 год

Список участников

  1. Вараўка Ганна Фёдараўна
  2. Васінкевіч Уладзіслаў Ігаравіч
  3. Гулецкі Ян Яўгеннавіч
  4. Жыдкоў Іван Сяргеевіч
  5. Заяц Ягор Аляксандравіч
  6. Кавальчук Лізавета Антонаўна
  7. Кажура Аляксандра Юр’еўна
  8. Керданава Ганна Віктараўна
  9. Кірык Дзмітрый Вітальевіч
  10. Путрыч Даніла Генадзьевіч
  11. Радкевіч Софія Яўгеньеўна
  12. Рудніцкі Максім Генадзьевіч
  13. Філістовіч Дарья Аляксандраўна
  14. Вараўка Юлія Сяргееўна
  15. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  16. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  17. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  18. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  19. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  20. Савасцьян Любоў Алегаўна
  21. Соніч Аляўціна Дзмітрыеўна
  22. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  23. Бабовіч Ганна Юр’еўна
  24. Байкоў Павел Дзмітрыевіч
  25. Васюта Дзмітрый Сяргеевіч
  26. Забаронак Ягор Віктаравіч
  27. Кандрашоў Канстанцін Сяргеевіч
  28. Мікуцкі Павел Аляксандравіч
  29. Пагуда Ганна Сяргееўна
  30. Селяўка Ілья Міхайлавіч
  31. Шымель Марыя Дзмітрыеўна
  32. Хаванская Лізавета Васільеўна
  33. Чарняк Мікалай Святаслававіч
  34. Шымель Валянціна Уладзіміраўна
  35. Станоўскі Ілья Сяргеевіч

 

свернуть

Водосбережение

Тест по воде


Задание 3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования

1-20 марта 27 учащимися 2,10 классов под руководством Е.Г.Акулич был проведен мониторинг потребления воды в школе.

Список участников

  1. Амілаўскі Сцяпан Юр’евіч
  2. Амілаўскі Яраслаў Сяргеевіч
  3. Байкова Ульяна Дзмітрыеўна
  4. Борыс Мікіта Сяргеевіч
  5. Валуй Софія Альбертаўна
  6. Варанец Кацярына Аляксееўна
  7. Владыка Кірыл Андрэевіч
  8. Гаўрылін Міхаіл Дзянісавіч
  9. Кірык Дар’я Вітальеўна
  10. Краўчонак Мікіта Андрэевіч
  11. Мурашка Мілана Мікалаеўна
  12. Паўлюкевіч Злата Дзянісаўна
  13. Пятровіч Ян Артуравіч
  14. Усціновіч Іля Анатольевіч
  15. Шмаргалава Варвара Ігараўна
  16. Язінскі Мацвей Андрэевіч
  17. Яновіч Павел Віктаравіч
  18. Вашынка Кацярына Уладзіміраўна
  19. Вярбіцкая Яна Сяргееўна
  20. Дашкевіч Яўген Мікалаевіч
  21. Ерашонак Максім Дзмітрыевіч
  22. Кандрашоў Цімафей Сяргеевіч
  23. Кульбацкая Ангеліна Васільеўна
  24. Кулеш Эльвіра Іванаўна
  25. Шалуха Ксенія Генадзьеўна
  26. Шах Станіслаў Сяргеевіч
  27. Шмаргалаў Максім Дзмітрыевіч

 

Ученики изучили, где находится счётчик воды в школе, как и когда снимаются показания счётчика, в каких единицах измеряется потребление холодной и горячей воды.

 

 

 В ходе исследования по школе было подсчитано количество кранов и других источников воды:

Кранов воды – 54             Других источников (унитазы) - 31.

 Большее количество воды используется в будние дни, когда осуществляется учебный процесс в полном объёме и работает школьная столовая. Значительно меньше используется воды в субботу и воскресенье. В летнее время вода используется для уборки помещений, для санузлов, полива (если стоит жаркая и сухая погода).

Таблица «Показания потребления холодной воды с 23.01.2023 по 27.03.2023»

Дата

Количество использованной холодной воды за день (м3)

Дата

Количество использованной холодной воды за день (м3)

Дата

Количество использованной холодной воды за день (м3)

Дата

Количество использованной холодной воды за день (м3)

23.01

37986

11.02

38050(2м 3)

01.03

38098(1м 3)

19.03

выходной

24.01

37989(3м 3)

12.02

выходной

02.03

38105(7м 3)

20.03

38151(2м 3)

25.01

37994(5м 3)

13.02

38052(2м 3)

03.03

38106(2м 3)

21.03

38154(3м 3)

26.01

37997(3м 3)

14.02

38055(3м 3)

04.03

38110(4м 3)

22.03

38159(5м 3)

27.01

38005(8м 3)

15.02

38058(3м 3)

05.03

выходной

23.03

38167(7м 3)

28.01

38007(2м 3)

16.02

38062(4м 3)

06.03

38114(4м 3)

24.03

38168(1м 3)

29.01

выходной

17.02

38065(3м 3)

07.03

38117(3м 3)

25.03

38169(1м 3)

30.01

38009(2м 3)

18.02

38068(3м 3)

08.03

38118(1м 3)

26.03

выходной

31.01

38013(4м 3)

19.02

выходной

09.03

38121(3м 3)

27.03

38172(3м 3)

01.02

38015(2м 3)

20.02

38071(3м 3)

10.03

38124(3м 3)

 

 

02.02

38018(3м 3)

21.02

38072(1м 3)

11.03

38127(3м 3)

 

 

03.02

38024(6м 3)

22.02

38078(6м 3)

12.03

выходной

 

 

04.02

38027(3м 3)

23.02

38082(4м 3)

13.03

38130(3м 3)

 

 

05.02

выходной

24.02

38085(3м 3)

14.03

38134(4м 3)

 

 

06.02

38032(5м 3)

25.02

38087(2м 3)

15.03

38138(4м 3)

 

 

07.02

38037(5м 3)

26.02

38092(5м 3)

16.03

38142(4м 3)

 

 

08.02

38042(5м 3)

27.02

выходной

17.03

38146(4м 3)

 

 

09.02

38046 (4м 3)

28.02

38097(5м 3)

18.03

38149(3м 3)

 

 

10.02

38048(2м 3)

 

 

 

 

 

 

Всего:

149 м3

 

 

 

 

 

 


Задание 3.2 Провести анализ ситуации и составить план действий по ее сбережению

Список участников

  1. Амілаўскі Сцяпан Юр’евіч
  2. Амілаўскі Яраслаў Сяргеевіч
  3. Байкова Ульяна Дзмітрыеўна
  4. Борыс Мікіта Сяргеевіч
  5. Валуй Софія Альбертаўна
  6. Варанец Кацярына Аляксееўна
  7. Владыка Кірыл Андрэевіч
  8. Гаўрылін Міхаіл Дзянісавіч
  9. Кірык Дар’я Вітальеўна
  10. Краўчонак Мікіта Андрэевіч
  11. Мурашка Мілана Мікалаеўна
  12. Паўлюкевіч Злата Дзянісаўна
  13. Пятровіч Ян Артуравіч
  14. Усціновіч Іля Анатольевіч
  15. Шмаргалава Варвара Ігараўна
  16. Язінскі Мацвей Андрэевіч
  17. Яновіч Павел Віктаравіч
  18. Вашынка Кацярына Уладзіміраўна
  19. Вярбіцкая Яна Сяргееўна
  20. Дашкевіч Яўген Мікалаевіч
  21. Ерашонак Максім Дзмітрыевіч
  22. Кандрашоў Цімафей Сяргеевіч
  23. Кульбацкая Ангеліна Васільеўна
  24. Кулеш Эльвіра Іванаўна
  25. Шалуха Ксенія Генадзьеўна
  26. Шах Станіслаў Сяргеевіч
  27. Шмаргалаў Максім Дзмітрыевіч

План по водосбережению представлен директору школы и заведующему хозяйством школы

План мероприятий по рациональному использованию воды на 2023 год

свернуть

Обращение с отходами

 

Тест по проблемам с отходами


Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.

Дата выполнения: 20-28 ноября 2022

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»

Участники: классный руководитель, учащиеся 9 класса, работник столовой, уборщик служебных помещений

Количество участников:  13 человек

  1. Шушкевич Оксана Алексеевна
  2. Нарейко Наталья Казимировна
  3. Гаврилик Елена Осиповна
  4. Акулич Яна
  5. Варавко Илья
  6. Воронец Илья
  7. Дурович Никита
  8. Кравчёнок Александра
  9. Ольшевский Николай
  10. Рудницкий Вадим
  11. Николаев Евгений
  12. Селявко Евгений
  13. Яцевич Глеб

 

Анализ результатов исследования за 1 день

Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, школьные коридоры,  столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.

Отходы, которые были найдены в результате исследования школы

Масса отходов, граммы

Удельный вес, %

Учебные кабинеты

Коридор

Столовая

Кабинеты технического и обслуживающего труда

Пищевые отходы

1. Остатки пищи

2. Картофельные очистки

3. Листья капусты

4. Скорлупа яиц

5. Очистки от фруктов

 

-

-

 

-

-

 

300

 

-

-

 

-

-

 

250

9870

5440

2000

 

1500

 

380

  -

-

 

-

-

-

-

51,4

28,4

10,4

 

7,8

 

2

2,9

Бумага, картон

1500

2100

2000

300

30,8

Бутылки от растительного масла

-

-

150

-

0,8

Пластик

70

-

200

-

1,4

Металлы

-

-

150

-

0,8

Текстиль

-

-

-

200

1

Стружка древесная

-

 

-

-

800

4,2

Тетра-пак

20

 

400

-

2,2

Растительные отходы

150

-

-

-

0,8

Другие отходы

300

550

420

 

6,6

Общее количество мусора

2340

2900

12640

1300

 

100

Всего

19180

 

 

Отчёт по результатам изучения состава образующихся  в школе отходов с указанием источников и состава отходов

 

Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и пластика от конфет, печенья, соков и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков,  упаковки от йогурта,  пришедшие в непригодность ручки, линейки, обложки от книг и тетрадей и т.д.
  3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
  4. Пищевые отходы (остатки пищи, огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Текстиль (обрезки ткани).
  8. Стружка древесная.

По школе за 1 день собрано:

Фракции отходов

Масса фракций, граммы

Удельный вес,

%

Пищевые отходы

1.Остатки пищи

2.Картофельные очистки

3.Листья капусты

4.Скорлупа яиц

5.Очистки от фруктов

9850

5420

2000

1500

380

550

51,4

28,4

10,4 

7,8

2

2,9

Бумага, картон

5900

30,8

Бутылки от растительного масла

150

0,8

Пластик

270

1,4

Металлы

150

0,8

Текстиль

200

1

Стружка древесная

800

4,2

Тетра-пак

400

2,2

Растительные отходы

150

0,8

Другие отходы

320

6,6

Общее количество мусора

12640

100

Всего

19040

 


Задание 4.2. .Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья 

Дата выполнения: ноябрь 2022

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»

Участники: классный руководитель, учащиеся 9 класс

Количество участников:  11 человек

  1. Шушкевич Оксана Алексеевна
  2. Акулич Яна
  3. Варавко Илья
  4. Воронец Илья
  5. Дурович Никита
  6. Кравчёнок Александра
  7. Ольшевский Николай
  8. Рудницкий Вадим
  9. Николаев Евгений
  10. Селявко Евгений
  11. Яцевич Глеб

План действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья   

 

 

свернуть

Информационно-экологические мероприятия

Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом
развернуть

Задание 6.1 Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте

 3-6 апреля 2023 года 7 учащихся 6 класса (Буслаўскі Дзмітрый Сяргеевіч, Вараўка Іван Сяргеевіч, Камінская Ксенія Міхайлаўна, Амілаўская Яна Сяргееўна, Буслаўская Аліна Дзмітрыеўна, Кастрычэнка Леў  Вячаслававіч, Кулеш  Павел Рыгоравіч) с учителем химии З.А.Кипель провели обследование экологической обстановки в аг.Илья. В результате проведенной работы было обнаружено, что срочная помощь юных экологов необходима для очистки от мусора реки Илья, которая протекает по территории агрогородка, и прибрежной части леса, где часто отдыхают люди.


Задание 6.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися.

Редколлегиями классов в октябре 2022 года разработаны буклеты и листовки по экологии, созданы видеоролики по экологии. Ссылки на них распространены среди жителей агрогородка Илья через социальные сети и мессенджеры для уменьшения использования бумаги.

Список участников

  1. Амілаўская Яна Сяргееўна
  2. Буслаўская Аліна Дзмітрыеўна
  3. Жыдкова Ганна Сяргееўна
  4. Жыдкова Марыя Сяргееўна
  5. Забаронак Вікторыя Віктараўна
  6. Каленік Павел Алегавіч
  7. Камінская Ксенія Міхайлаўна
  8. Кастрычэнка Леў Вячаслававіч
  9. Кулеш Павел Рыгоравіч
  10. Лявошка Ганна Аляксандраўна
  11. Нікалаеў Валерый Сяргеевіч
  12. Піскун Мікалай Максімавіч
  13. Раманоўская Дар’я Мікалаеўна
  14. Танюкевіч Эвяліна Сяргееўна
  15. Крычка Соф’я
  16. Валканоцкі Аляксандр Вітальевіч
  17. Вараўка Юлія Сяргееўна
  18. Гамолка Міхаіл Аляксандравіч
  19. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  20. Краўчонак Валерыя Дзянісаўна
  21. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  22. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  23. Навумік Валерыя Аляксандраўна
  24. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  25. Савасцьян Любоў Алегаўна
  26. Соніч Аляўціна Дзмітрыеўна
  27. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
С целью сохранения деревьев информационные материалы созданы в электронном виде и доступны жителям агрогородка Илья на школьном сайте.
свернуть

Качество атмосферного воздуха

Задание 5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне УО

Среди организмов самыми чувствительными индикаторами общего загрязнения воздуха являются лишайники. Учащиеся 7-9 классов в октябре 2022 учебного года под руководством учителя биологии Е.Е.Рудницкой провели оценку качества атмосферного воздуха возле школы методом лихеноиндикации.

Список участников

  1. Вараўка Юлія Сяргееўна
  2. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  3. Краўчонак Валерыя Дзянісаўна
  4. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  5. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  6. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  7. Навумік Валерыя Аляксандраўна
  8. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  9. Савасцьян Любоў Алегаўна
  10. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  11. Амілаўская Мілана Юр’еўна
  12. Вярбіцкая Ангеліна Аляксандраўна
  13. Жаўняровіч Вадзім Вітальевіч
  14. Жаўняровіч Станіслаў Вітальевіч
  15. Кастрычэнка Яна Вячаславаўна
  16. Літвіновіч Яўгеній Алегавіч
  17. Франкевіч Ксенія Анатольеўна
  18. Фурманаў Цімафей Алегавіч
  19. Шымель Валерыя Дзмітрыеўна
  20. Шышко Паліна Фёдараўна
  21. Альшэўскі Мікалай
  22. Акуліч Яна Аляксандраўна
  23. Вайцяхоўская Паліна Вітальеўна
  24. Варанец Ілья Аляксеевіч
  25. Вараўка Ілья Фёдаравіч
  26. Вашынка Даніла Аляксандравіч
  27. Владыка Іван Андрэевіч
  28. Вярбіцкі Іван Дзмітрыевіч
  29. Грабянёк Яўгенія Аляксандраўна
  30. Кулеш Іван Грыгор’евіч
  31. Нікалаеў Яўгеній Генадзьевіч
  32. Рудніцкі Вадзім Генадзьевіч
  33. Сяляўка Яўгеній Віктаравіч
  34. Усціновіч Іван Аляксандравіч
  35. Яцэвіч Глеб Вітальевіч

На территории школы определили две площадки: №1 – яблоневый сад пришкольного участка, который расположен с северной стороны, самый близкий к котельной; №2 – участок перед входом в школу, наиболее близкий к дороге. На каждой выбрали по 5 деревьев. На каждой площадке фотографировали все виды лишайников для определения в лабораторных условиях. В кабинете биологии определяли виды и группы лишайников. Нами было обследовано 10 деревьев на выделенных площадках. В ходе исследований был определён видовой состав лишайников на разных участках. Данные занесены в таблицы №1 и №2.

Таблица 1. Сравнительная характеристика видового состава разных площадок

 

Виды

Сад пришкольного

Участка

Участок

около дороги

1.Гипогимния вздутая

+

+

2.Коллема черноватая

+

-

3.Ксантория многоплодная

-

+

4.Ксантория постенная (стенная золотнянка)

+

-

5.Леканора разнообразная

+

+

6.Лепрария

+

+

7.Лептогиум Бурнета

+

-

8. Пармелия бороздчатая

+

+

9.Рамалина ясеневая

+

+

10.Фисция звездчатая

-

+

11. Фисция припудреная

+

-

Всего

9

7

 

Таблица 2. Оценка частоты встречаемости лишайников на деревьях

Признаки

Деревья участка №1

1

2

3

4

5

Общее количество видов лишайников, в том числе:

9

5

8

7

7

кустистых

1

1

1

2

1

листоватых

4

2

3

2

3

накипных

4

2

4

3

3

Признаки

Деревья участка №2

1

2

3

4

5

Общее количество видов лишайников, в том числе:

7

10

8

6

7

кустистых

1

2

1

1

1

листоватых

3

5

3

3

4

накипных

3

3

4

2

2

 

 

При определении видового состава эпифитных лишайников на выбранных площадках мы обнаружили 12 видов лишайников:

1.Гипогимния вздутая

2.Коллема черноватая

3.Ксантория многоплодная

4.Ксантория постенная (стенная золотнянка)

5.Леканора разнообразная

6.Лепрария

7.Лептогиум Бурнета

8. Пармелия бороздчатая

9.Рамалина ясеневая

10.Фисция звездчатая

11. Фисция припудреная

12. Эверния или псевдоэверния шелушащаяся

По типу таллома :

кустистые – № 9,12 – Рамалина ясеневая, Эверния или Псевдоэверния шелушащаяся;

листоватые – № 1,2,4,7,8,11 – Гипогимния вздутая, Коллема черноватая, Ксантория постенная, Лептогиум Бурнета, Пармелия бороздчатая, Фисция припудренная;

накипные - № 3,5,6,10 – Ксантория многоплодная, Леканора разнообразная, Лепрария, Фисция звездчатая.

По типу талломов на обоих исследуемых участках преобладают листоватые лишайники. Нам встретились два вида лишайников с кустистым типом таллома – Рамалина ясеневая и Псевдоэверния шелушащаяся. Накипные лишайники можно встретить на обоих исследуемых участках.

Вывод
Во всех выбранных квадратах на деревьях найдены все три вида лишайников, значит, загрязнений воздуха атмосферы в школьном дворе нет. Объясняется это тем, что школа расположена на окраине агрогородка, вокруг неѐ растет много деревьев и кустарников, школьный лес, и некоторые работники школы приезжают на велосипедах или ходят пешком.

Задание 5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Октябрь 2022

В результате исследования получили, что загрязнений воздуха в школьном дворе фактически нет. При въезде в школьный двор на некоторых деревьях отсутствуют все три вида лишайников, причиной этого являются автомобили, которые привозят продукты в школьную столовую и автомобили работников школы и других организаций.

Список участников

  1. Вараўка Юлія Сяргееўна
  2. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  3. Краўчонак Валерыя Дзянісаўна
  4. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  5. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  6. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  7. Навумік Валерыя Аляксандраўна
  8. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  9. Савасцьян Любоў Алегаўна
  10. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  11. Амілаўская Мілана Юр’еўна
  12. Вярбіцкая Ангеліна Аляксандраўна
  13. Жаўняровіч Вадзім Вітальевіч
  14. Жаўняровіч Станіслаў Вітальевіч
  15. Кастрычэнка Яна Вячаславаўна
  16. Літвіновіч Яўгеній Алегавіч
  17. Франкевіч Ксенія Анатольеўна
  18. Фурманаў Цімафей Алегавіч
  19. Шымель Валерыя Дзмітрыеўна
  20. Шышко Паліна Фёдараўна
  21. Альшэўскі Мікалай
  22. Акуліч Яна Аляксандраўна
  23. Вайцяхоўская Паліна Вітальеўна
  24. Варанец Ілья Аляксеевіч
  25. Вараўка Ілья Фёдаравіч
  26. Вашынка Даніла Аляксандравіч
  27. Владыка Іван Андрэевіч
  28. Вярбіцкі Іван Дзмітрыевіч
  29. Грабянёк Яўгенія Аляксандраўна
  30. Кулеш Іван Грыгор’евіч
  31. Нікалаеў Яўгеній Генадзьевіч
  32. Рудніцкі Вадзім Генадзьевіч
  33. Сяляўка Яўгеній Віктаравіч
  34. Усціновіч Іван Аляксандравіч
  35. Яцэвіч Глеб Вітальевіч

 

Рекомендации для улучшения экологического состояния пришкольной территории:

- дальнейшее озеленение школьного двора;

- использование для озеленения не только саженцы древесных пород, но и кустарники;

- использование работниками школы, ученикам и их родителям велосипедов. Движение - это жизнь, а чистый воздух - здоровье каждого из нас.

- создание буклета-обращения к владельцам автомобилей с просьбой по возможности использовать более качественный бензин или  переходить на электромобили.

Задание 5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Дата выполнения 25.10.2022 

Учащиеся 5-9 классов под руководством учителя биологии Рудницкой Е.Е.

Список участников

  1. Вараўка Юлія Сяргееўна
  2. Драгунайтэ Марыя Аляксандраўна
  3. Краўчонак Валерыя Дзянісаўна
  4. Кіргізава Кіра Уладзіміраўна
  5. Кандрашова Таццяна Сяргееўна
  6. Курэц Яўгеній Вітальевіч
  7. Навумік Валерыя Аляксандраўна
  8. Радаванавіч Станіслава Іванаўна
  9. Савасцьян Любоў Алегаўна
  10. Шымель Анастасія Уладзіміраўна
  11. Амілаўская Мілана Юр’еўна
  12. Вярбіцкая Ангеліна Аляксандраўна
  13. Жаўняровіч Вадзім Вітальевіч
  14. Жаўняровіч Станіслаў Вітальевіч
  15. Кастрычэнка Яна Вячаславаўна
  16. Літвіновіч Яўгеній Алегавіч
  17. Франкевіч Ксенія Анатольеўна
  18. Фурманаў Цімафей Алегавіч
  19. Шымель Валерыя Дзмітрыеўна
  20. Шышко Паліна Фёдараўна
  21. Альшэўскі Мікалай
  22. Акуліч Яна Аляксандраўна
  23. Вайцяхоўская Паліна Вітальеўна
  24. Варанец Ілья Аляксеевіч
  25. Вараўка Ілья Фёдаравіч
  26. Вашынка Даніла Аляксандравіч
  27. Владыка Іван Андрэевіч
  28. Вярбіцкі Іван Дзмітрыевіч
  29. Грабянёк Яўгенія Аляксандраўна
  30. Кулеш Іван Грыгор’евіч
  31. Нікалаеў Яўгеній Генадзьевіч
  32. Рудніцкі Вадзім Генадзьевіч
  33. Сяляўка Яўгеній Віктаравіч
  34. Усціновіч Іван Аляксандравіч
  35. Яцэвіч Глеб Вітальевіч

План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха

Сделаем воздух чистым

(памятка по минимизации загрязнения воздуха в микрорайоне школы)

  1. Не вырубай и не ломай деревья – они способствуют очищению воздуха от пыли и копоти, обогащению его кислородом. Лучше посади молодые растения там, где живёшь  -  именно в них наше спасение. Охраняя растения – сбережёшь чистый воздух.
  2. Не жги костры рядом с деревьями – это может привести к пожару с  уничтожением растительности и загрязнению воздуха.
  3. Не пользуйся одноразовой посудой, замени полиэтиленовые пакеты тканевыми сумками или бумажными пакетами.
  4. Покупайте аккумуляторы, а не батарейки для электроприборов. Аккумуляторы можно перезаряжать и использовать повторно, а батарейки свозят на свалки, где они лежат годами, отравляя воздух.
  5. Рассказывайте окружающим - друзьям, родственникам о том почему и как можно охранять воздух от загрязнений.
  6. Важен комплекс мер, начиная с семей - сортировка мусора, получение на этой основе собственной энергии для обогрева жилища, меньше будет сжигаться углеводородов.
  7. Не создавай много шума на природе – это может привести к исчезновению в микрорайоне птиц, что повлечёт увеличение насекомых-вредителей и в итоге к гибели растительности.
  8. Не выбрасывай мусор и остатки еды на улицу – это приведёт к их гниению и загрязнению воздуха. Не сжигайте мусор, а относите его в специальные контейнеры.
  9. Не сжигайте на костре, в отопительных котлах и печах резину, изделия из пластмассы, полиэтиленовую плёнку. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
  10. Не просите родителей подвезти к школе, если она находится недалеко. Но попросите их  выключить мотор на стоянке. Всё это сократит количество поступающих в атмосферу выхлопных газов.
  11. В сухую погоду чаще поливайте водой двор у дома – это уменьшит количество пыли в воздухе.
  12. Не кури! Это вредит не только твоему здоровью. Загрязнённый табачным дымом воздух опасен и другим.

 

 

свернуть