Экзамены

О подготовке к централизованному экзамену

Общая информация

В 2025 году учащиеся XI классов будут сдавать два централизованных экзамена (далее – ЦЭ): русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося), предмет по выбору из числа предметов по которым проводится централизованное тестирование (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история, обществоведение, география, английский язык, французский язык, немецкий язык, испанский язык, китайский язык).При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для будущих абитуриентов.

Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

Постановлением Министерства образования от 11.07.2022 №184 утверждены Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена (с изменениями от 15.11.2024 №348).

 

Определены даты проведения ЦЭ в 2025 году:  26 мая 2025 г.– предмет по выбору; 29 мая 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык».

Для тех, кто не смог принять участие в ЦЭ по уважительной причине в установленные даты, предусмотрены резервные дни и иные сроки. Так, резервным днем для русского и белорусского языков будет 20 августа 2025 г., для предмета по выбору – 18 августа 2025 г. Иные сроки определены: в июле во время резервных дней для централизованного тестирования.

Таким образом, учащиеся, которые болели в основные дни проведения ЦЭ (26 и 29 мая), смогут сдать централизованный экзамен в июле.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение ЦЭ, определено учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ), который занимается проведением ЦТ.

Регистрация учащихся XI классов для участия в ЦЭ, выдача пропусков для входа в пункт ЦЭ, выдача сертификатов осуществляются в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО). Таким образом, одиннадцатиклассники прибудут в пункт ЦЭ только два раза для сдачи самого экзамена.

Подготовку и проведение ЦЭ можно условно  разделить на три этапа.

1 этап. Подготовительный (декабрь - май )

  1. До 1 февраля Министерством образования по предложениям главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома будут утверждены перечни пунктов проведения ЦЭ и закрепление за каждым пунктом УОСО.

Пункты проведения ЦЭ формируются в каждом районе. В качестве пунктов ЦЭ определяются учреждения высшего и среднего специального образования. В случае отсутствия в районе учреждения высшего или среднего специального образования, пунктом ЦЭ может быть УОСО.

В целях предупреждения вопросов, касающихся «человеческого фактора», «неравных условий», при сдаче ЦЭ в УОСО для работы в аудиториях будут привлекаться педагогические работники из других учреждений образования, а также из других районов.

  1. До 1 февраля  в УОСО должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в ЦЭ. Работа по определению учащимися предметов для сдачи ЦЭ должна быть завершена в УОСО до 1 марта.

Заявления на участие в ЦЭ подаются учащимися на бумажном носителе руководителю УОСО по установленной форме при предъявлении документа (копии документа), удостоверяющего личность, или одним из законных представителей при предъявлении документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих статус законного представителя.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия УОСО в период с 20 марта по 5 апреля.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов (русский или белорусский) возможно только до истечения сроков регистрации, т.е. до 5 апреля.

Отдельного внимание заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать ЦЭ и соответственно ЦТ, или сдавать выпускной экзамен в УОСО и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом, данная категория учащихся совместно с законными представителями должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Иные бланки ответов не предусмотрены.

  1. От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам (далее – республиканская олимпиада).

Победители третьего этапа республиканской олимпиады (диплом I,II,III степени) освобождаются от одного ЦЭ – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по данному учебному предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (диплом I,II,III степени) освобождаются от всех ЦЭ. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов, по остальным предметам – годовая отметка.

Учитывая, что учащиеся XI класса должны определиться с предметами для ЦЭ в феврале месяце, а заключительный этап республиканской олимпиады проходит в конце марта, то для освобождения от ЦЭ победителям олимпиады необходимо будет написать заявление на имя руководителя УОСО.

Сохранены льготы для победителей третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады при поступлении в учреждения высшего образования. Как и ранее победители заключительного этапа республиканской олимпиады зачисляются без вступительных экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады, как и ранее, имеют право поступить без экзаменов в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные вузы на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Кроме того, диплом I степени третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады дает право на выставление 100-баллов по соответствующему профильному предмету.

Если учащиеся решили воспользоваться указанными льготами, то в приемную комиссию вуза они предоставляют диплом победителя олимпиады (сертификат ЦЭ или ЦТ ими не выдаются).

Если победители третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады приняли решение поступать в учреждение высшего образованию по профилю, не связанному с победой на олимпиаде (победитель по физике поступает в медицинский университет), то они могут выбрать одну из двух траекторий:

быть освобождены от ЦЭ на основании заявления на имя руководителя УОСО и принимать участие в ЦТ, сдав три экзамена;

отказаться от освобождения от ЦЭ (заявление на имя руководителя не подается) и получить необходимые для поступления в учреждение высшего образования 2 сертификата на ЦЭ и один на ЦТ.

  1. К ЦЭ допускаются учащиеся, которые имеют положительные годовые отметки по учебным предметам, по которым проводится ЦЭ.

Учащиеся, которые не допущены к ЦЭ, получают справку об обучении.

2 этап. Основной (май)

  1. Органы управления образованием совместно с УОСО несут ответственность за доставку и сопровождение учащихся к пункту ЦЭ и обратно.

Доставка к пунктам ЦЭ и обратно к УОСО будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в г.Минске.

Прибытие в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до начала экзамена. Время начала ЦЭ в 11.00.

Накануне проведения ЦЭ случайным образом учащиеся распределяются по аудиториям.

  1. В день проведения ЦЭ в пункте обеспечивается пропускной режим. Участники ЦЭ пропускаются в пункт только по спискам, на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается его допуск в пункт при условии нахождения в списках зарегистрированных на ЦЭ. Данному учащемуся пропуск оформляется непосредственно в пункте проведения ЦЭ. Учащиеся, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

В пункте проведения ЦЭ в дни его проведения организуется работа поста медицинской помощи.

  1. В аудиториях находятся три педагогических работника, один из которых – учитель учебного предмета, по которому проводится ЦЭ. Распределение педагогических работников по аудиториям осуществляется случайным образов утром вдень проведения ЦЭ.
  2. Доставка экзаменационных материалов из РИКЗ осуществляется фельдъегерской службой. Вскрытие и упаковка экзаменационных материалов проводится непосредственно в аудиториях.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей, иное).

Внесены изменения в тестовые задания для ЦЭ. Уменьшено количество заданий по большинству учебных предметов. В тестах  используются задания повышенного пятого уровня сложности.  . Увеличена часть «В» до 20-22 заданий, а также произведено уменьшение части «А». Тест сформирован на основе заданий базового уровня освоения учебных программ по учебным предметам.

Ознакомиться с новой структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно при прохождении репетиционного тестирования, которое проводится в три этапа с октября   по апрель. Подробная информация по всем вопросам размещена на сайте РИКЗ.

5.Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелиевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику (за исключением калькулятора на ЦЭ по физике и химии, который не является средством хранения, приема и передачи информации), фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

фотографировать экзаменационные материалы;

разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Нарушение правил влечет за собой удаление из аудитории, бланк ответов не проверяется, участник может сдать экзамен только в августе. Следовательно – теряет право поступления в учреждение высшего образования.

  1. Завершением основного этапа является отправка экзаменационных материалов на обработку в опломбированных вализах государственной фельдъегерской службой.

3 этап. Заключительный

На этом этапе РИКЗ осуществляет проверку выполненных работ, оформляет сертификаты и передает их в пункты проведения ЦЭ.

По итогам прохождения ЦЭ каждый учащийся XI класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу, по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, действителен два года.

Завершается заключительный выпускным вечером, на котором выпускники, сдававшие ЦЭ в основные даты и резервные дни в мае, в торжественной обстановке получают аттестаты об общем среднем образовании.

Выпускники, сдававшие ЦЭ в июле, получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке и смогут участвовать в конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.

Выпускники, сдававшие ЦЭ в августе, также получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке, но участвовать во вступительной кампании в учреждения высшего образования в  текущем году не смогут. Однако, они смогут продолжить обучение в учреждениях среднего специального образования.

Репетиция централизованного экзамена -2025

Репетиция централизованного экзамена для 11-классников пройдет 8 февраля 2025 года

 

Школа  самостоятельно регистрирует своих выпускников на испытания.

Репетиция централизованного экзамена пройдет в соответствии с инструкцией о проведении самого ЦЭ.

В рамках этого будет организована централизованная доставка учащихся в пункт проведения репетиции - УО "Вилейский государственный колледж".

В пункте обеспечат пропускной режим, на испытаниях ограничат использование гаджетов и других запрещенных на экзамене предметов.

Цель РЦЭ - отработать весь механизм проведения экзамена: от регистрации до получения результатов.

Тесты для проведения репетиции централизованного экзамена, как и для самого экзамена, сформирует Республиканский институт контроля знаний.

Испытания 8 февраля начнутся одновременно по всей стране - в 11.00.

свернуть

Экзамен 2025

 

Постановлением Министерства образования от 28.08.2024 № 108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году» установлено, что:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в виде выпускного экзамена в основные сроки –

со 2-го по 13 июня 2025 г.,

в иные сроки – с 18-го по 25 августа 2025 г. по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме,

«Русский язык» – изложение в письменной форме,

«Математика» – контрольная работа в письменной форме,

«История Беларуси» – по билетам в устной форме;

по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 26 мая 2025 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 18 августа 2025 г.;

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 29 мая 2025 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 20 августа 2025 г.

 

Репетиция централизованного экзамена -2025

Репетиция централизованного экзамена для 11-классников пройдет 8 февраля 2025 года

 

Школа  самостоятельно регистрирует своих выпускников на испытания.

Репетиция централизованного экзамена пройдет в соответствии с инструкцией о проведении самого ЦЭ.

В рамках этого будет организована централизованная доставка учащихся в пункт проведения репетиции - УО "Вилейский государственный колледж".

В пункте обеспечат пропускной режим, на испытаниях ограничат использование гаджетов и других запрещенных на экзамене предметов.

Цель РЦЭ - отработать весь механизм проведения экзамена: от регистрации до получения результатов.

Тесты для проведения репетиции централизованного экзамена, как и для самого экзамена, сформирует Республиканский институт контроля знаний.

Испытания 8 февраля начнутся одновременно по всей стране - в 11.00.

свернуть

Правила проведения аттестации учащихся

Об освобождении от выпускных экзаменов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 июня 2022 г. № 51
Об определении перечня заболеваний, которые
являются медицинским основанием для освобождения
учащихся от итоговых испытаний

 Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238414&p1=1&p5=0

свернуть

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Памятка участнику ЦЭ

https://rikc.by/centralizovannyj-jekzamen/697-pamjatka-uchastniku.html

Спецификации экзаменационных (тестовых) работ по учебным предметам

https://rikc.by/49-specifikaciya-testa-po-uchebnomu-predmetu-dlya-provedeniya-centralizovannogo-testirovaniya-v-2024-godu.html

Таблицы соответствия первичных и тестовых баллов централизованного экзамена и централизованного тестирования 2025 г. по учебным предметам

https://rikc.by/centralizovannyj-jekzamen/719-tablicy-sootvetstvija-pervichnyh-i-testovyh-ballov-centralizovannogo-jekzamena-i-centralizovannogo-testirovanija-2024-g-po-uchebnym-predmetam.html

 

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательными являются:

 предмет, который является профильным при поступлении в высшее учебное заведение  (централизованный экзамен);

«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме (централизованный экзамен). 

Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся письменной форме, начинаются с 9.00.
Продолжительность выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы.
Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения.
 
По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки,
полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую.
Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.
Положительная итоговая отметка не может быть на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.
 
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

1. По каким предметам в 2025 году будет проводиться централизованный экзамен.

 

В 2025 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:

 

- русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);

 

- учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).

 

 

 

2. Зависит ли выбор учебного предмета для сдачи централизованного экзамена от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в учреждение высшего образования или вторым профильным предметом?

 

Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.

 

3. Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме централизованного экзамена?

 

Выпускники 11 класса в 2025 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

 

 

 

4. Чем вызвана необходимость изменения подходов к итоговой аттестации 11-классников?

 

Аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:

 

– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);

 

– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);

 

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

 

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);

 

– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);

 

– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.

 

 

 

5. Когда учащиеся 11 классов должны определиться с выбором предмета для сдачи централизованного экзамена? И как будет осуществляться регистрация для участия в централизованном экзамене?

 

В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184, до 1 февраля 2025 г. в учреждениях образования должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.

 

Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале месяце.

 

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться
с 20 марта по 5 апреля 2025 года.

 

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.

 

6. Кто может быть освобожден от централизованного экзамена?

 

От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

 

Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.

 

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

 

 

 

7. Сохранены ли льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам для поступления в учреждения высшего образования?

 

Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

 

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

 

Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.

 

 

 

8. Для каких еще категорий учащихся предусмотрены особенности в выпускной кампании 2024 года?

 

Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.

 

 

 

9. Какая отметка будет выставляться в аттестат об общем среднем образовании?

 

По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

 

Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.

 

 

 

10. Известны ли уже даты проведения централизованного экзамена в 2025?

 

Да, определены.

 

Основные дни:  26 мая 2025 г.– предмет по выбору; 29 мая 2025 г. – «Русский язык», «Белорусский язык».

 

Предусмотрены резервные дни и иные сроки для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты. Они также определены:

 

резервные дни:

18 августа 2025 г. – предмет по выбору;

20 августа  20245г. – «Русский язык», «Белорусский язык».

 

 

иные сроки:

 

в июле во время резервных дней для централизованного экзамена;

 

 

ШКАЛЫ перевода баллов ЦЭ в десятибалльную шкалу

 

 
  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

51-61

62-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

 

свернуть

Памятка-инструкция по проведению выпускных экзаменов

 

1. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);

«Русский язык» в письменной форме (изложение);

«Математика» в письменной форме (контрольная работа);

«История Беларуси» в устной форме.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательными являются:

 предмет, который является профильным при поступлении в высшее учебное заведение  (централизованный экзамен);

«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме (централизованный экзамен). 

 
Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения.
 
2. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

 

3. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

4 астрономических часа – по учебному предмету ”Математика“;

4 астрономических часа – по учебным предметам ”Белорусский язык“, ”Русский язык“.

  

4. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

5. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.

6. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

7. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, о результатах выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

8. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут – текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.

9. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования.

10. Результаты оценивания письменных работ и устных ответов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.

11. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

12. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении неудовлетворительной экзаменационной отметки   не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

13. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

14. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.

свернуть

Советы сдающему экзамены

Подготовка к экзаменам

1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.

3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.

4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.

5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.

6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.

7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.

8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.

9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.

10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.

11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).

12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.

13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.

Накануне экзамена

1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.

2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.

3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).

4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.

Желаем удачи!

свернуть
поделиться в: