В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в старшем подростковом возрасте эмоциональный фон неровный, нестабильный. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». У старших подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей.
Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее половое созревание.
Старший подросток обладает сильными иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождения от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
Для подростков характерны увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Выбирая, себе занятие по душе, подросток удовлетворяет потребность в самостоятельности и познавательной потребности.Как правило, увлечения имеют неучебный характер.
Это могут быть лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что – то организовывать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, классные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.
Телесно – мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость.Помимо спорта это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т. д. в основном это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями.
Накопительские увлечения – прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), желание следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток) и т.д.
Самый примитивный вид увлечений – информативно – коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда, получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих такой информацией обмениваться. Это пустые многочасовые разговоры в привычной уличной компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов, до уличных происшествий), длительное просиживании перед компьютером, телевизором.
Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношение с родителями.
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда старший подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать и стремиться как можно к более полному пониманию, при котором тебя, не смотря ни на что, любят и ценят.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но круг их общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах.
У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т. п. но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиций родителей.
В тоже время для подростков характерно стремление эмансипации от близких взрослых. Подростки особенно нуждаются в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах, стремятся иметь собственные денежные средства, рассматривают возможности заработать. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из–за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. контроль может быть принципиально различным.
Помните, что крайние, неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или с учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые отношения.
Старшие подростки испытывают следующие проблемы в плане личностного роста:
Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;
Приспособление к физиологическим изменениям своего организма;
Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола;
Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;
Появление желания нести ответственность за себя общество;
Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
Исследования отечественных и зарубежных психологов позволили выделить психологические особенности личности, в разной степени, влияющие на успешность учебной деятельности. Такими особенностями являются, мотивация достижения успеха и избегания неудач, учебная мотивация (направленность на приобретение знаний и на отметку), уровень притязаний, самооценка и личностная тревожность. Данные психологические особенности являются доминирующими и определяющими весь процесс учебной деятельности школьника на всем периоде его обучения.