Бацькоўскі ўніверсітэт

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ в рамках реализации проекта «Родительский университет» для родителей учащихся I-XI классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Срок проведения

Ответственные

 

 

 

 

 

1

Психологические особенности младших школьников

сентябрь

 

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный

Развитие памяти и внимания младших школьников

ноябрь

 

Мотивы учения младших школьников

декабрь

 

Отношения в семье как основа взаимопонимания

февраль

 

Поощрение и наказание детей в семье

апрель

 

Леворукий ребенок в школе

май

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Воспитание вежливости

сентябрь

 

 

 

 

 

 

руководитель,

педагог социальный

Профилактика жестокого обращения с детьми

октябрь

 

Как на самом деле любить своих детей?

ноябрь

 

Микроклимат в семье и воспитание ребенка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

декабрь

 

Роль отца в воспитании ребенка

январь

 

Роль семьи в воспитании духовно- нравственных ценностей ребенка

февраль

 

Семейные традиции, ценности в воспитании детей

март

 

Учение с увлечением

апрель

 

 

 

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

октябрь

 

 

классный руководитель,

педагог социальный

Как выявить и развить способности детей?

декабрь

 

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

январь

 

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.

февраль

 

Как помочь ребенку стать внимательнее?               

март

 

Как привить ребенку любовь к чтению?

апрель

 

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

май

 

 

 

 

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

сентябрь

 

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

октябрь

 

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

ноябрь

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

январь

 

Интеллектуальное развитие ребенка.

февраль

 

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

март

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

апрель

 

 

 

 

 

 

5

Мой ребенок становится подростком.

октябрь

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

Психологические особенности младших подростков.

ноябрь

 

Ребенок в коллективе сверстников.

декабрь

 

Межличностное общение подростков.

январь

 

Отношения в семье.

февраль

 

Компьютерные игры: польза или вред?

март

 

Вопросы дисциплины.

апрель

 

Ответственность родителей за воспитание детей.

май

 

 

 

 

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка.

сентябрь

2023

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник

Как научить учиться с удовольствием?

октябрь

2023

Школьные конфликты.

декабрь

2023

Трудности переходного возраста.

январь

 

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

февраль

 

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

апрель

 

Трудовое воспитание в семье.

май

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Ваш любимый неидеальный ребенок.

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, медицинский работник

Подростковый возраст: проблемы полового созревания.

ноябрь

 

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.  Любовь и дружба в подростковом возрасте.

декабрь

 

Как помочь ребенку стать взрослым?

январь

 

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение.

февраль

 

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье.

март

 

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

апрель

 

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

май

 

 

 

 

 

 

 

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

сентябрь

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, медицинский работник

О родительском авторитете.

октябрь

 

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

ноябрь

 

Подросток в социальных сетях: что делать?

декабрь

 

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

февраль

 

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

март

 

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания.

апрель

 

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

май

 

 

 

 

 

 

 

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

октябрь

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

Как помочь подростку в выборе профессии?

ноябрь

 

Как научить детей распоряжаться деньгами?

январь

 

Свободное время и его значение в формировании личности подростка.

февраль

 

Интернет-зависимость: пути преодоления.

март

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

апрель

 

Ответственное родительство- залог благополучия семьи

май

 

 

 

 

 

 

 

10

Психофизиологические особенности десятиклассников. Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

сентябрь

 

 

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, медицинский работник

Личное ли это дело- личное счастье?

октябрь

 

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

ноябрь

            

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

декабрь

 

Кем быть и каким быть?

январь

 

Организация досуга старшеклассников

февраль

 

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

март

 

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

апрель

 

 

 

 

 

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

октябрь

 

 

 

классный руководитель,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник

Научная организация учебного труда старшеклассников.

декабрь

 

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников.

январь

 

Закон и ответственность несовершеннолетних.

февраль

 

Формирование здорового образа жизни

март

 

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе.

апрель

 

Самореализация личности.

май

 

свернуть

План работы родительского университета на 2024/2025 учебный год

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки проведения

Ответственные

1-ый класс

11

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Лекция

сентябрь

Максимович Т.П., классный руководитель

12

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Мастер-класс

ноябрь

 

Максимович Т.П., классный руководитель;

 медицинский работник

13

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Форум

февраль

Максимович Т.П., классный руководитель

14

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Занятие с элементами тренинга

апрель

Максимович Т.П., классный руководитель

2-ой класс

21

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Семинар-практикум

сентябрь

Филистович С.Р., классный руководитель

22

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Круглый стол

18.11

 

Москаленко Т.Г., классный руководитель,

медицинский работник

23

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Лекция

17.02

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

24

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Дискуссия

13.04

Москаленко Т.Г., классный руководитель

3-ий класс

31

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Беседа

30.09

Гаврилик О.С., классный руководитель

32

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Лекция

25.11

 

Гаврилик О.С., классный руководитель

33

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Практикум

24.02

Гаврилик О.С., классный руководитель, учитель физической культуры и здоровья

34

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Занятие с элементами тренинга

27.04

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

4-ый класс

41

Тема 1. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Круглый стол

07.10

Максимович Т.П.,  классный руководитель

42

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Круглый стол

02.12

 

Максимович Т.П.,  классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

43

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

 

Лекция

03.02

Максимович Т.П.,  классный руководитель

44

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Дискуссия

31.03

Максимович Т.П.,  классный руководитель

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы

проведения

Сроки проведения

Ответственные

5-ый класс

11

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Семинар-практикум

07.10

Рудницкая Е.Е.,  классный руководитель

 

12

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

 

Семинар-практикум

02.12

Рудницкая Е.Е.,  классный руководитель

 

13

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Лекция

02.03

Рудницкая Е.Е.,  классный руководитель

 

14

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Дискуссия

04.05

Рудницкая Е.Е.,  классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

6-ой класс

21

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Беседа

14.10

Юшко А.И., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

22

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Лекция

09.12

Юшко А.И., классный руководитель;

Кипель З.А., педагог социальный

 

23

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Семинар-практикум

09.03

Юшко А.И., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

24

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Беседа

11.05

Юшко А.И., классный руководитель

 

7- ой класс

31

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Лекция

21.10

Кипель З.А., классный руководитель

32

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Семинар-практикум

16.12

Кипель З.А., классный руководитель

33

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Занятие с элементами тренинга

16.03

Кипель З.А., классный руководитель

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

34

Тема 4. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Беседа

 

 

 

 

18.05

Кипель З.А., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

8-ой класс

41

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Беседа

30.10

Шачикова Е.В., классный руководитель,

Нарейко О.Г., педагог социальный

42

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Лекция

18.11

Шачикова Е.В. педагог социальный

 

43

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Семинар-практикум

10.02

Шачикова Е.В. педагог социальный

 

44

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Семинар-практикум

13.04

Шачикова Е.В., классный руководитель,

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

9-ый класс

51

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Семинар-практикум

16.09

Юшко С.Н., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

52

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Занятие с элементами тренинга

25.11

Юшко С.Н., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

53

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Беседа

27.01

Юшко С.Н., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

54

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Семинар-практикум

11.05

Юшко С.Н., классный руководитель;

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

           

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки

проведения

Ответственные

10-ый класс

11

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Лекция

23.09

Шушкевич О.А., классный руководитель;

медицинский работник

12

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

Дискуссия

16.12

Шушкевич О.А., классный руководитель;

медицинский работник

13

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи.

Лекция

20.01

Шушкевич О.А., классный руководитель;

медицинский работник

14

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дискуссия

18.05

 

Шушкевич О.А., классный руководитель;

 

11-ый класс

21

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Беседа

07.10

Акулич Е.Г., классный руководитель

22

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Лекция

09.12

Акулич Е.Г., классный руководитель

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

23

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Дискуссия

16.03

Акулич Е.Г., классный руководитель

Нарейко О.Г., педагог социальный

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Семинар-практикум

04.05

Акулич Е.Г., классный руководитель

 

свернуть

Проект «Родительский университет»

Актуальной формой организации работы с родителями  в учреждениях общего среднего образования стала реализация проекта «Родительский университет».

 Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:

- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете; - разработка «Интернет-сайта родительского университета»; - создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:

- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета; - организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: - правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка; - гражданское: о путях развития образования, школы. - консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; - расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта; - на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы; - на стабильном общении детей и их родителей; - на формировании атмосферы поиска новых знаний; - на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка; - на развитии творческих способностей членов семьи; - на умении видеть результаты развития детей; - на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.                                     

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5.Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

-  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-  правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-    гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-  научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-   расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-  организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-    построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

-    трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-    взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»;

создается на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.

3.2. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

3.3.  В целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

Документация

- приказ директора школы об организации работы родительского университета;

-   Положение о родительском университете;

-   план работы на учебный год;

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке

свернуть