Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Современного человека характеризует не только получение базовых знаний, но и способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

 

Основополагающим таким навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.

функциональная грамотность помогает людям использовать внутренние резервы: запас имеющейся информации, применять знания на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Что должна уметь современная молодежь?

Современное общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях. А это значит, что обществу нужны функционально грамотные специалисты. Поэтому вектор современного образования смещается к обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Существует пять основных способов развития навыков функциональной грамотности современного человека:

1) Критично мыслить - ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл?

2) Развивать коммуникативные навыки - формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3) Участвовать в дискуссиях - обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4) Расширять кругозор - разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

5) Организовывать процесс познания - ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Как сформировать функциональную грамотность?

Каждый педагог в урочной и внеурочной деятельности обязан создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся -  способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и надпредметных компетенций, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

 

В ноябре 2023 года в Республике Беларусь было проведено национальное исследование качества образования (НИКО), которое сфокусировало внимание педагогов на важности работы по воспитанию конкурентоспособного на рынке труда и успешного в жизни выпускника.

 

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Формируя функциональную грамотность в учебном процессе, нужно понимать, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Следовательно, важнейшая задача обучения на всех ступенях общего среднего образования связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:

-математическая грамотность;

-читательская грамотность;

-естественнонаучная грамотность;

-финансовая грамотность;

-креативное мышление;

-глобальные компетенции.

учащийся с развитой функциональной грамотностью имеет следующие отличительные черты:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Внимание!  Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности должен быть логично встроен в учебную деятельность, а задания – равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего учебного года.

Особенности заданий, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых учащиеся могут представить себя;
  • соответствие возрасту учащихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Как сформировать функциональную грамотность в учебной деятельности и сделать это успешно?

В средних и старших классах прослеживается постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. Полезным будет проведение дискуссий о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Подобрав задания на стыке разных наук (реализация межпредметных связей), где одновременно нужно знать  историю и литературу, географию и физику можно делать глубокие выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным направлениям.

Для развития критического мышления во внеурочной деятельности учим детей анализировать прочитанное, увиденное и услышанное, а также учить определять фейки и вирусный контент.

Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную личность, которая легко ориентируется в огромном потоке информации, умеет работать в команде, самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, контролировать и оценивать результаты; анализировать и корректировать свою деятельность. А главное  – будет конкурентоспособным специалистом, работающим на благо своей страны.

Литература

  1. Русецкий, В. Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В. Ф. Русецкий, О. В. Зеленко // Веснік адукацыі. – 2020. – № 9. – С. 15–20.
  2. Костюкович, Н. В. Теоретико-методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов математического и естественно-научного образования / Н. В. Костюкович, Т. Н. Канашевич, В. И. Синькевич // Веснік адукацыі. – 2022. – № 6. – С. 13–23.
  3. Горбунова, М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: подготовка к национальному исследованию качества образования / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Веснік адукацыі. – 2023. – № 9. – С. 5–11.
  4. Жук, О. Л. Функциональная грамотность младших школьников: сущность и условия формирования в образовательном процессе / О. Л. Жук, Н. В. Буйко // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 9. – С. 6–18.
  5. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/0a1/0a1679224441595689d83fa56f717bd1.pdf. – Дата доступа: 21.12.2023.

https://adu.by/images/2023/10/f-gr-kostukovich.pdf

свернуть

Программы факультативных занятий по функциональной грамотности

Читательская грамотность

 

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни

Какие умения входят в понятие читательской грамотности

Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.

Поиск информации в тексте

Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.

Понимание смысла

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

Оценивание качества и достоверности

Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).

Осмысление содержания и формы

Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.

https://adu.by/ru/component/content/article/chitatelskaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

свернуть

Математическая грамотность

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Математическая грамотность – это способность учащихся:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

https://adu.by/ru/component/content/article/trenirovochnye-zadaniya-matematicheskaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

свернуть

Естественнонаучная грамотность

 

Естественнонаучная грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности – подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью даёт возможность принимать обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознавать важность и влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику и культуру.

Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые нужно сформировать у учащегося.

Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят умения:

  • применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
  • создавать и применять объяснительные модели;
  • прогнозировать развитие явлений и процессов;
  • объяснять принцип действия технологий и приборов.

Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает:

  • умения распознавание и формулирование цели исследования;
  • определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
  • выдвижение и обоснование научных гипотез;
  • поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.

Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает:

  • умения анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы;
  • трансформировать формы представления данных;
  • определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
  • проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения.

 

https://adu.by/ru/component/content/article/estestvennonauchnaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

свернуть

Финансовая грамотность

 

Что такое финансовая грамотность?
Это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.

 

https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/finansovaya-gramotnost/

 

ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 https://fingramota.by/

свернуть

НИКО

Что такое НИКО?
НИКО – это оценка функциональной грамотности обучающихся, определение того, насколько сегодняшние юноши и девушки готовы к взрослой жизни, решению реальных жизненных проблем с использованием тех знаний и умений, которые они получили в учреждениях образования.
НИКО не заменяет качественную систематическую оценку образовательных достижений, а проводится наряду с ней.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и внеучебной деятельности готовность находить оптимальные способы решения жизненных задач, проявлять творчество и быть успешным в различных сферах жизнедеятельности.
Какие области функциональной грамотности были  положены в основу контрольно-диагностических заданий НИКО-2023?
– читательская,
– математическая,
– естественнонаучная,
– финансовая.
Кто примает участие в НИКО?
Обучающиеся Х класса учреждений общего среднего образования, I курса учреждений образования, обеспечивающих освоение программ среднего специального и профессионально-технического образования.
Какова продолжительность выполнения работы?
Диагностическая работа, состоит из двух частей, каждая из которых длится 45 минут с 10-минутным перерывом.
В каждой части учащийся, в зависимости от варианта (I или II), выполняет работу по двум видам грамотности: читательская и математическая либо естественнонаучная и финансовая. Затем отвечает на вопросы анкеты.
Что позволит успешно справиться с работой?
– активное применение знаний, умений, навыков, приобретенных на учебных предметах, использование жизненного опыта; 

– готовность работать с непривычным форматом заданий, проходить тестирование на компьютере;
– отслеживание временных рамок выполнения работы;
– умение следовать заданному алгоритму;
– внимательное прочтение заданий;
– оформление ответов в соответствии с заданными требованиями;
– выбор собственного темпа и порядка выполнения заданий;
– желание проверить свои силы и возможности.
Рекомендации по подготовке к НИКО
1. Познакомьтесь с информацией о том, как будет проводиться исследование.

Это можно сделать, перейдя по ссылке: https://adu.by/images/2023/05/post-MO-RB-146-2023.pdf


2. Если у Вас остались вопросы, связанные с проведением НИКО, обратитесь за пояснениями к педагогам Вашего учреждения образования.


3. Познакомьтесь с тренировочными заданиями, предложенными на национальном образовательном портале, перейдя по ссылке:https://adu.by/ru/pedagogam/natsionalnoe-issledovanie-kachestva-obrazovaniya-niko.html.

4.Пройдите тренировочное тестирование. Обратите внимание на типы заданий, в которых допустили ошибки. В случае затруднений при выполнении заданий обратитесь к педагогам или родителям за помощью, советом.


5. Чтобы больше узнать о типах заданиях, используемых в исследовании, можно воспользоваться банком заданий, представленным в открытом доступе на сайте Института стратегии развития образования Российской Федерации по ссылке:http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Постарайтесь самостоятельно выполнить задания, а не просто их просмотреть.
6. Важно психологически подготовиться к исследованию. Соответствующие рекомендации с практическими советами по подготовке к НИКО представлены по ссылке: https://adu.by/ru/homeru/news/novostnaya-lenta/psikhologicheskaya-podgotovka-k-natsionalnomu-issledovaniyu-kachestva-obrazovaniya.html.

7. Отвечая на вопросы анкеты, помните, что не существует правильных и неправильных ответов (это не тестирование). Анкета проводится с целью узнать Ваше мнение по изучаемым вопросам.

свернуть